До сих пор Мальта казалась самым беспроблемным кандидатом по сравнению со странами Центральной и Восточной Европы, вынужденными приводить сложившиеся за десятилетия социализма законы и нормы в соответствие с европейскими. На Мальте - рыночная экономика, котора не нуждается в переходном периоде, сложившаяся демократия западного образца.
Но страна, состоящая из двух островков в Средиземном море между Европой и Африкой /о-ва Мальта и Гоцо/, стремится в ЕС без неудержимого рвения, присущего государствам бывшего "восточного блока". Заявку на вступление в союз власти Мальты подали еще в 1990 году, но в 1996 году со сменой правительства заморозили ее, чтобы через два года со сменой кабинета опять разморозить. Правящая Националистическая партия выступает за вступление в ЕС, оппозиционная Лейбористская - против. А парламентские выборы грядут в будущем году.
Поэтому на переговорах с ЕС мальтийская делегация ведет себя жестко, выторговывая особые условия, которые оправдывает спецификой страны.
Отвечая на вопрос о перспективах завершения переговоров с Мальтой до конца нынешнего года, постоянный представитель председательствующей в ЕС Дании Поул Кристоферсен сказал: "Мы столкнулись с политическими и техническими проблемами". Глава мальтийской делегации Виктор Камиллери утверждает, что есть лишь "технические проблемы".
Мальтийцам уже удалось выбить три важных уступки. Мальтийский язык, на котором говорят 400 тыс человек, включен в число будущих официальных языков ЕС. В свое время Люксембург не стал настаивать на таком же признании "летцебургиша". Вокруг Мальты устанавливается 25-мильная охранная зона с ограничением рыболовства. Граждане ЕС не смогут покупать недвижимость на Мальте, не прожив там постоянно 5 лет /ведь площадь острова всего 316 кв км/. Сейчас мальтийцы настаивают на исключениях из законов о конкуренции в части структурной перестройки судостроения и сельского хозяйства. Они требуют сохранить освобождение от НДС лекарственных изделий, а также предоставить особый статус островку Гоцо.