Правда, предложение правящей Демократической левой партии - отменить смертную казнь без всяких условий - не прошло. Депутаты решили, что в случае войны или угрозы войны турецкое правосудие оставляет за собой право применения смертной казни. Во всех остальных случаях высшей мерой должно стать пожизненное заключение.
Турецкий парламент также снял заперт на обучение и теле- и радиовещание на курдском языке и отменил чрезвычайное положение в двух юго-восточных /курдских/ провинциях.
Теперь пакет законов должен подписать президент страны. Инициаторы реформы надеются, что законы вступят в силу до декабря, то есть до саммита ЕС в Копенгагене, на котором должны обсуждаться сроки вступления Турции в Евросоюз.
Учитывая, что ровно через три месяца - 3 ноября в Турции должны состояться досрочные парламентские выборы, дискуссия в парламенте была очень напряженной. В пятницу депутаты не смогли принять весь пакет законов, и, проспорив всю ночь, парламентарии пришли к согласию только рано утром в субботу. Столь высокий накал страстей объясняется тем, что теперь депутаты должны будут оправдывать свою позицию перед избирателями.
Решение парламента создает трудности для националистических партий. Большинство депутатов парламента не возражают против вступления в Евросоюз - вопрос, какой ценой.
Камнем преткновения является курдский вопрос, а вернее судьба лидера Рабочей партии Курдистана /или как она теперь называются Конгресс за свободу и демократию Курдистана - КАДЕК/ Абдуллы Оджалана, который с 1999 года находится в заключении на острове Имралы. Оджалан обвиняется в убийстве 30 тыс турок за 15 лет борьбы за права курдского народа.
Смертная казнь не применялась в Турции с 1984 года, хотя в камерах смертников на данный момент находится более десятка человек. Бесспорно, что спор о смертной казне в турецком парламенте являлся в первую очередь спором о судьбе Оджалана. В принципе, даже националистические партии не были против отмены высшей меры наказания, если это не касалось курдов, а особенно - их лидера.
На прошлых выборах в парламент в 1999 году Партия националистического действия сделала центральным моментом своей предвыборной кампании вопрос о необходимости наказания лидера РПК. Естественно, что представители этой и других националистических партий посчитали решение парламента уступкой курдам в их многолетней борьбе и не знают теперь как отчитываться перед избирателями.
Многие турецкие политики хотели бы сначала увидеть Оджалана мертвым, и только потом уже обсуждать возможность отмена смертной казни. Как отметил один из депутатов Партии национального движения Мехмет Гюль: "Ваш закон приведет к тому, что однажды Абдулла Оджалан окажется сидящим среди нас в кресле депутата парламента". Но доводы националистов "о слезах турецких вдов и сирот, пострадавших от рук курдских партизан", не убедили большинство парламентариев.
Премьер-министр страны Бюлент Эджевит заявил, что он счастлив, что смертной казни больше не будет в Турции, поскольку это открывает для страны дверь в Евросоюз".
Но Эджевиту недолго осталось занимать кресло премьера. По всем прогнозам на досрочных выборах, назначенных на 3 ноября, он не сможет победить. Премьер возражал против проведения досрочных выборов не только из-за опасений за свое кресло, но и потому, что считал, что это помешает Турции принять меры, необходимые для вступления в Евросоюз.
Именно стремлением успеть до досрочных выборов выполнить все условия ЕС объясняется столь стремительное решение законодателей, хотя у многих аналитиков вызвало удивление, что парламентарии смогли вообще прийти к компромиссу, учитывая, что правительственная коалиция недавно развалилась.
Европейские дипломаты назвали решение турецкого парламента "серьезной демонстрацией готовности к преобразованиям, необходимым для вступления в ЕС". Однако, несмотря на то, что турки надеются услышать на саммите Евросоза определенную дату своего вступления в эту организацию, в Брюсселе считают, что в Анкаре не только должны проголосовать за реформы, но и доказать, что они реально действуют. Кроме того, Анкаре еще предстоит урегулировать отношения с Грецией и Кипром.