Рейтинг@Mail.ru
К Дню Военно-Морского флота России - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

К Дню Военно-Морского флота России

Читать ria.ru в
День Военно-Морского флота отмечается ежегодно в последнее воскресенье июля /установлен 22 июля 1939 года/.

Создание регулярного военного флота в России было обусловлено настоятельной потребностью страны в преодолении территориальной, политической и культурной изоляции, ставшей на рубеже 17-18-го веков главным препятствием для экономического и социального развития русского государства.

Первое регулярное формирование отечественного Военно-Морского Флота - Азовский флот. Он был создан Петром I для борьбы с Турцией за выход в Черное море. В короткий срок, с ноября 1665 по май 1699 года в Воронеже, Козлове и других городах, расположенных по берегам рек, впадающих в Азовское море, были построены 36-пушечные корабли "Апостол Петр" и "Апостол Павел", 4 брандера, 23 галеры, 1300 стругов, морских лодок и плотов. Они и составили Азовский флот.

Первая крупная победа России за выход к морю одержана 19 июля 1969 года, когда была взята турецкая крепость Азак /Азов/. 30 октября 1696 года Боярская Дума по представлению царя Петра 1 приняла постановление "Морским судам быть ..." , что стало первым законом о флоте и признанием официальной датой его основания.

С выходом российских войск к Балтике в 1703 году началось интенсивное строительство Балтийского флота. Уже в октябре 1704 года его первые корабли вошли в Неву. В созданном Петром на Балтике флоте гармонично сочетались различные типы и классы кораблей с учетом поставленных им целей - не допустить господства на море Швеции и обеспечить успех гребного флота. Свою первую морскую победу Балтийский флот одержал 26-27 июля 1714 года, когда галерный флот под руководством Петра I разгромил у острова Гангут шведский отряд контр-адмирала Н. Эреншельда. А с разгромом шведского флота у Гренгама в 1720 году российский флот стал самым мощным на Балтике. Благодаря Петру Великому Россия вошла в число сильнейших морских держав.

На Балтике флот постоянно существовал с 18 мая 1703 года, с 15 ноября 1722 года - Каспийская флотилия, флот на Черном море - с 13 мая 1783 года. На Севере и Тихом океане группировки сил флота создавались, как правило, на временной основе или, не получив значительного развития, периодически упразднялись. Нынешний Тихоокеанский и Северный флоты в качестве постоянных группировок существуют соответственно с 21 апреля 1932 года и 1 июня 1933 года.

22 декабря 1717 года по указу Петра 1 для управления флотом была сформирована Адмиралтейств-коллегия. 20 сентября 1802 года образовано Министерство Морских Сил, впоследствии переименованное в Морское министерство /просуществовало до 1917 года/. Органы боевого /оперативного/ управления силами ВМФ появились после русско-японской войны с созданием 7 апреля 1906 года Морского генерального штаба.

В ходе боевых походов и сражений российского флота определялись его основные задачи: борьба против военно-морских сил противника, борьба на морских коммуникациях, оборона своего побережья с морского направления, содействие армии на приморских направлениях, нанесение ударов и обеспечение вторжения на территорию противника с морского направления.

До первой мировой войны основные задачи решались надводными кораблями, и они были главным родом сил флота. В период второй мировой войны эта роль на некоторое время перешла к морской авиации, а в послевоенный период с появлением ракетно-ядерного оружия и кораблей с атомными энергетическими установками в качестве главного рода сил утвердились подводные лодки.

До первой мировой войны флот был однородным. Береговые войска /морская пехота и береговая артиллерия/ существовали с начала 18-го века, однако в организационном отношении в состав флота не входили. 19 марта 1906 года зародились и стали развиваться как новый род сил ВМФ подводные силы.

В 1914 году были сформированы первые части морской авиации, которая в 1916 году также приобрела признаки самостоятельного рода сил. День авиации ВМФ отмечается 17 июля в честь первой победы русских морских летчиков в воздушном бою над Балтийским морем в 1916 году.

Окончательно Военно-Морской Флот как разнородное стратегическое объединение сформировался к середине 1930-х годов, когда в состав ВМФ организационно вошли морская авиация, береговая оборона и части ПВО.

Современная система органов управления ВМФ окончательно сложилась накануне Великой Отечественной войны. 15 января 1938 года Постановлением ЦИК и СНК был создан Народный комиссариат ВМФ, в составе которого был образован Главный морской штаб.

В годы Великой Отечественной войны Военно-Морской Флот надежно прикрывал стратегические фланги советско-германского фронта, наносил удары по кораблям и судам противника, защищал российские морские коммуникации. На счету советских военных моряков более 2500 потопленных кораблей и судов противника. 238 кораблей и частей советского Военно-Морского Флота стали орденоносными, 78 - гвардейскими. За выдающиеся боевые заслуги, массовый героизм, стойкость и мужество военных моряков все отечественные флоты стали Краснознаменными.

В послевоенные годы отечественный Военно-Морской Флот вышел на океанские просторы, стал атомным, ракетоносным, высокомобильным, способным решать любые задачи по защите российского государства.

Наибольший боевой потенциал ВМФ имел в середине 80-х годов, когда в его составе находилось 62 атомных ракетных подводных крейсера стратегического назначения /морские стратегические ядерные силы/, более 400 атомных и дизельных многоцелевых подводных лодок, более 700 надводных кораблей морской и океанской зоны /авианесущих, ракетных и противолодочных кораблей, малых ракетных кораблей, тральщиков, десантных кораблей, а также значительное количество ракетных, торпедных и артиллерийских катеров, вспомогательных судов/.

После распада СССР Военно-Морской Флот России столкнулся с рядом проблем: были утрачены важнейшие элементы базирования флота на Черном, Балтийском и Каспийском морях. За пределами России остались крупнейшие судостроительные предприятия. Значительно сократился корабельный состав, а также темп строительства боевых кораблей.

На современном этапе одной из главных задач государства является поддержание технической готовности действующего флота, строительство новых кораблей, так как наличие у России хорошо оснащенного современного Военно-Морского Флота - один из важнейших инструментов обеспечения национальных интересов России в Мировом океане, достижения государственных целей, поддержания военно-политической стабильности на морских и океанских пространствах, обеспечения военной безопасности и международного авторитета.

/По материалам Редакции информационно-справочного обеспечения РИА "Новости", 28 июля/

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала