Попытки соединить две большие реки - Волгу и Дон - предпринимались и несколько веков назад. Так, вопрос строительства большого судоходного канала поднимался еще Петром I. Канал мог бы служить прекрасным средством военно-стратегической коммуникации, а также организации торговли через Азовское и Черное моря со Средиземноморьем.
Однако, ни тогда - в конце XVII - начале XVIII столетий, - ни позже (в XIX веке) - попытки не увенчались успехом. Проект был, наконец, осуществлен в 50-х годах XX века.
Канал был построен на месте древнего волока - места наибольшего сближения Волги и Дона, по которому в старину перетаскивали, "волочили", свои небольшие деревянные суда торговцы, "государевы люди" и пр. Примечательным является тот факт, что в природе наиболее приближенными друг к другу являются довольно-таки узкие участки рек у истоков, малопригодные для судоходства. В данном же случае нижние, полноводные, течения двух великих рек разделяли всего чуть более 100 километров.
Сооружение канала началось еще перед Великой Отечественной войной, на период 1941-1945 годов было прервано, а возобновлено в 1948 году. 31 мая 1952 года произошло историческое событие - воды Волги и Дона соединились.
10 июля Указом Президиума Верховного совета СССР каналу было присвоено имя В.И. Ленина, а 27 июля 1952 года Волго-Донский судоходный канал был официально открыт и стал одним из важнейших звеньев глубоководной транспортной системы Европейской части СССР.
Длина канала составляет 101 километр, из которых 45 километров проходит по малым рекам и водохранилищам.
Строительство канала заняло около четырех лет, что, учитывая огромный объем выполненных работ, является исключительно коротким сроком. За этот период из русла будущего канала было извлечено и перемещено порядка 152 млн кубометров грунта, а суточная выемка временами достигала до 200 тыс кубометров.
На этой стройке впервые в мире были применены шагающие экскаваторы со стрелой в 65 метров, позволявшие производить бестранспортную разработку грунта. Также впервые строительство массивных железобетонных конструкций велось на мягких грунтах, насыщенных спрессованными глинами и плывунами.
Трасса канала насчитывает 13 судоходных шлюзов, пересекает три водохранилища - Береславское, Варваровское, Карповское, - воду в которые подают три насосные станции. Кроме того, на канале сооружены 13 плотин, 7 водосбросов и водоспусков, паромные переправы и пристани. На Волжском склоне междуречья, более крутом и коротком (длина - 20 километров), нежели Донской склон, шлюзы располагаются достаточно близко друг к другу, образуя так называемую "чапурниковскую лестницу". Последняя завершается девятым шлюзом на высоте 88 метров над уровнем Волги.
На водораздельном участке на месте речки Червленой образовано Варваровское водохранилище, а на Донском склоне (высота его - 44 метра) находятся еще два водохранилища - Береславское и Карповское.
Сам канал питается водой из Дона, которая и перекачивается в водохранилища тремя насосными станциями (Карповской, Мариновской и Варваровской). Помимо этого, в комплекс Волго-Донского канала входит Цимлянский гидроузел и сеть оросительных каналов, используемая для орошения и обводнения земель засушливой зоны. Волго-Донской канал совместно с Цимлянским гидроузлом являются единым архитектурным ансамблем, тематика которого посвящена сражению за Царицын в годы Гражданской войны и Сталинградской битве в годы Великой Отечественной войны.
С завершением строительства Волго-Донского судоходного канала стала возможной широкая транспортировка грузов, из которых наибольшую важность имеют уголь из Донецкого угольного бассейна (перегружается в Усть-Донецком порту), минеральные стройматериалы, зерно. Они поставляются в основном в города Поволжья и Центральный Черноземный район. С Волги на Дон транспортируется верхневолжский, камский и сибирский лес, серный колчедан с Урала, нефтепродукты с Поволжья. Кроме того, канал служит туристической трассой.
/По материалам Редакции информационно-справочного обеспечения РИА "Новости", 27 июля/.