Рейтинг@Mail.ru
Москва нацелена на экономическое сотрудничество с Юго-Восточной Азией - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Москва нацелена на экономическое сотрудничество с Юго-Восточной Азией

Читать ria.ru в
Дзен
МОСКВА, 25 июля. /Политический обозреватель РИА "Новости" Дмитрий Косырев/. Министр иностранных дел России Игорь Иванов отправляется в четверг в недельное азиатское турне. Центральным событием поездки Иванова станет участие в ежегодном региональном форуме АСЕАН, который пройдет в Брунее 30 июля. В нем примут участие 10 министров иностранных дел государств АСЕАН и 10 их коллег - министров из основных тихоокеанских держав: США, Японии, Китая, России и других стран.

Главное, что ожидают от встречи в Брунее, - прояснения американской политики в Азии. Всем хочется посмотреть на азиатскую доктрину Джорджа Буша. До сего дня вместо таковой была пустота: прошлым летом администрация нового президента еще не была готова к внятному разговору, а сейчас мы и вообще живем в "эпоху после 11 сентября", когда весь мир стал иным. Впрочем, как заявил один из известнейших аналитиков региона - малазиец Нурдин Супи - на майской встрече министров обороны и экспертов в Сингапуре, для большей части государств лишь США стали иными, а мир каким был, таким и остался, и терроризм - лишь одна из его проблем.

Американская политика везде, на первый взгляд, одинакова - привязана к проблеме терроризма и ведется якобы в "одностороннем порядке", то есть без оглядки на союзников. Точно так же как при прежней администрации все, что делалось, объяснялось борьбой за права человека при курсе на создание повсюду, в том числе в Азии, союзных демократических правительств. Но этой зимой Дэннис Блэр, тогда - главком ВС США в тихоокеанском регионе, заявил: "В Азиатско-Тихоокеанском регионе /АТР/ мы не ощущаем себя сторонниками одностороннего подхода. Почти все, что мы здесь делаем, происходит в союзе с кем-нибудь из партнеров". У партнеров, однако, накопилось к США множество вопросов, в том числе и по борьбе с терроризмом. Так, этой зимой в одной из речей Буша промелькнула фраза, что второй фронт борьбы с терроризмом открывается в Юго-Восточной Азии. Дальше последовала тишина, а на днях вдобавок начинается вывод американских войск с Филиппин, где те боролись с группировкой "Абу Сайяф". Где фронт?

Однако главный вопрос в АТР, конечно, не терроризм. Создатель "сингапурского экономического чуда" премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю Ли сказал однажды, что через 50 лет в мире будет как и сейчас только одна сверхдержава, но не Америка, а Китай. В мировом масштабе КНР пока сверхдержавой не стала, но вот в Азии картина иная. Причем влияние Китая в регионе резко выросло благодаря финансовому кризису 1997-1999 годов, который считают делом рук администрации демократов в США, этакой "азиатской Югославией", то есть кризисом, который должен был создать для Азии такие же проблемы, какие югославская война создала для Европы. В итоге пострадали все азиатские экономики кроме китайской, которая стала мотором развития региона с очевидными политическими последствиями. Нарастающее политическое и экономическое влияние Китая - это и есть главная проблема для той же АСЕАН, а неясная американская политика в регионе усугубляет неопределенность.

У стран Азии просто нет иного выбора, как интегрироваться с Китаем, чья экономика растет на 7-8 проц в год и чьи товары завоевывают все новые рынки. Инвестиции, которые раньше шли в Юго-Восточную Азию, все чаще оказываются в КНР. Остается лишь создавать общую экономическую систему. Торговля Китая и АСЕАН сейчас не просто выросла до 41,6 млрд долларов по итогам 2001 года, она продолжает расти невиданными темпами. С Малайзией, скажем, она увеличилась почти вдвое за последние 2-3 года. Доля Китая в общем экспорте АСЕАН выросла за последнее десятилетие с 5,2 проц до 10,2 проц, а доля, скажем, Японии упала с 14,5 проц до 12.

То, что формируется в качестве результата этого процесса, уже имеет название: зона свободной торговли Китай - Юго-Восточная Азия. Это будет самая большая подобная зона в мире, с общим населением в 1,7 млрд человек, общим валовым национальным продуктом в 2 трлн долларов и торговлей в 1,2 трлн долларов в год. Переговоры о ней идут бодрым темпом, после того как в прошлом ноябре на саммите АСЕАН в том же Брунее было решено, что зона должна быть создана через 10 лет.

Чисто в экономическом плане ни от США, ни, скажем, от Японии никто не ожидает, что они смогут выиграть в свободной конкуренции с Китаем. От США в Азии вообще ждут лишь кризисов и снижения курса доллара, после чего упадет экспорт стран АСЕАН в Америку. Речь лишь о том, чтобы политическое влияние США уравновесило рост экономического /и иного/ влияния Китая. И если в период после войны в Индокитае вся Азия работала на то, чтобы снизить там влияние США, то сейчас маятник идет в другую сторону. Смысл же игры в том, чтобы в Азии вообще не было ни одной доминирующей державы ни в экономическом, ни в политическом плане.

Проблема в том, чтобы Вашингтон не заигрался. Взять те же двусторонние отношения США и КНР, в которых мало ясности. Так, от одного и того же ведомства - Пентагона - в последние дни исходят как доклады о том, что КНР вооружается большими темпами, чем это указывается в официальной статистике, так и сообщения о намерении наладить с Китаем военные связи. Так же неясна и потенциально разрушительна корейская политика США, где вместо вовлечения КНДР в международное сообщество Вашингтон делает с этой страной примерно то же, что с Ираком.

Для остальных же участников форума - России, Японии, Австралии и других наиболее перспективной является роль стабилизирующей силы, которая помимо политических дивидендов позволяет продвигать свои экономические интересы. Что касается России, то она в чрезвычайно выгодном положении, прежде всего потому, что в Азии ни с кем не конфронтирует. Политика Москвы и Вашингтона по вопросу о терроризме совпадает. Более того, Игорь Иванов поднимал проблему еще до американцев. Речь министра на АРФ 28 июля 2000 года в Бангкоке была полностью посвящена этой проблеме и предлагала, учитывая интернационализацию терроризма, координацию деятельности спецслужб.

Главный же интерес Москвы в регионе - экономический. Годы ушли на то, чтобы стало понятно, что именно будет российский бизнес делать в этой чрезвычайно привлекательной зоне. Несколько менее отдаленными, чем раньше, стали выглядеть энергетические и инфраструктурные проекты, прежде всего благодаря давнему сотрудничеству в нефтегазовой сфере с Вьетнамом. Очень конкретным и интересным становится сотрудничество в научной и высокотехнологической сфере. Речь не только о продаже вооружений, но, скажем, о самом недавнем из проектов по мониторингу и борьбе с лесными и почвенными пожарами. Россия готовится поставлять в Азию пожарный самолет Бе-200, спутниковые системы слежения и многие иные технологии, включая производство пожарных костюмов.

Каналы передачи технологий, которые у России уже работают с Малайзией, Бирмой и Китаем, как раз и представляют собой тот приз, ради которого ведется сложная политическая игра в сфере безопасности.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала