И это не случайно - вслед за ЕС Калининград будет "окружен" и НАТО, и это станет очередным оселком для новых отношений России и Запада.
На саммите НАТО в Праге, намеченном на ноябрь этого года, будет принято решение о приеме ряда восточноевропейских стран в Североатлантический альянс. Весьма вероятно, что среди его новых членов окажутся и прибалтийские государства - Литва, Латвия и Эстония. В этом случае Калининградская область станет островом или крепостью, кому как больше нравится, внутри НАТО.
После принятия Римской декларации о создании Совета Россия-НАТО в форме "двадцатки" и поворота к новым отношениям между нами, официальная риторика по поводу расширения НАТО на восток несколько поутихла. Но озабоченность остается, что подтвердили и заявления министра обороны Сергея Иванова в ходе недавней поездки по скандинавским странам.
Так министр отметил, что в этом случае Россия, "будет вынуждена пересмотреть свои установки в отношении не только собственных военных построений, но и всего спектра международных отношений как с альянсом в целом, так и с данными прибалтийскими государствами".
Некоторые военные эксперты считают, что в связи с новой военно-политической обстановкой нам придется разместить на территории своего анклава оперативно-тактические ракеты типа "Искандер" и, более того, тактическое ядерное оружие. Но появятся ли в случае расширения НАТО на Восток новые угрозы безопасности России, и надо ли будет тратить немалые средства на изменение оперативно-стратегической инфраструктуры - это, по мнению многих военных аналитиков, требует серьезных размышлений и дискуссий.
Начнем с того, что само по себе вступление Литвы, Латвии или Эстонии в НАТО, хотя - и неприятное для нас событие по многим параметрам, но не представляет серьезной военной угрозы.
Все три армии насчитывают не более 25 тысяч человек, не обладают сколь-нибудь значительным наступательным потенциалом (на всех - 3 танка Т-55, пять десятков БРДМ и БТР, до сотни орудий калибром 100 мм и минометов различного калибра, два десятка вертолетов).
С другой стороны только в Калининградском особом районе - 13 тысяч солдат и офицеров, 816 танков и 869 артиллерийских орудий калибром выше 100 мм. С Прибалтикой граничат еще Московский и Ленинградский военный округ, где тоже хватает военной силы.
Так что серьезное изменение всей этой достаточно мощной военной инфраструктуры вряд ли потребуется. Но при одном важном условии - если альянс сам не станет размещать на территории Балтии свои войска и базы хранения боевой техники и оружия, не станет оборудовать ТВД с наступательными целями. Словом - не нарушит сложившийся баланс сил в этом регионе, как произошло после "первого" расширения НАТО на Восток, когда в блок вступили Венгрия, Чехия и Польша.
Кроме того, ни одно из Прибалтийских государств не попадает под действие Договора об обычных вооруженных силах в Европе /ДОВСЕ/. На них не распространяются квоты вооружений, определенные этим документом, а так же меры контроля и военные инспекции со стороны участников ДОВСЕ. Но практическое соблюдение таких правил как раз и станет свидетельством реального и искреннего отношения НАТО к России, как своему стратегическому партнеру. А проверить, как на деле соблюдаются в странах Балтии требования ДОВСЕ, не очень трудно. Даже без военных инспекций. Для этого достаточно тех технических средств контроля и не только технических, которыми все европейские армии, в том числе и наша, располагают.
Кроме того, остаются еще вопросы о военно-техническом снабжении наших соединений, дислоцирующихся в Калининградской области, перемещении военных грузов туда и обратно, проведении армейских и флотских учений во взаимодействии с частями и подразделениями других округов, видов и родов войск...
В окружении военными структурами НАТО это будет сделать, видимо, намного труднее, чем сейчас. Опять же все будет зависеть от доброй воли и реального взаимодействия нашей страны и НАТО в формате теперь уже не "двадцатки", а, скажем, - "двадцати пяти".