Обсуждение корейской проблемы будет продолжено и на главном для Азии международном форуме в Брунее - конечной точке маршрута российского министра. Речь идет о региональном форуме, который запланирован сразу за конференцией министров иностранных дел стран-участниц Ассоциации государств Юго-Восточной Азии /АСЕАН/.
Корейская тема, очевидно, вряд ли окажется главной на этом Асеановском региональном форуме /АРФ/, где, по сути, будут определяться контуры всей азиатской политики в новую эпоху. Однако в этой политике Корея все же играет важную роль. Образно говоря, это - роль "старой неразорвавшейся мины", которая в любой момент может вергнуть в хаос многие политические или экономические планы Японии, Китая и других стран.
Суть корейской проблемы на данный момент состоит в том, что администрация Джорджа Буша так и не вывела из замороженного состояния диалог с КНДР, целью которого при администрации бывшего американского президента Билла Клинтона было выведение этой страны из изоляции. Этим США, с одной стороны, создают себе рычаг давления на всю азиатскую политику, но с другой - прибавляют себе непопулярности в Азии.
В этом плане есть, кстати, много общего между корейской и ближневосточной политикой Вашингтона. Недавняя встреча ближневосточной "четверки" в США, напомним, показала, что довольно похожий курс Вашингтона в отношении Палестины или Ирака вносит раскол в отношения США с Евросоюзом, Россией и даже руководством ООН.
На Дальнем Востоке получается та же картина: превращение КНДР в нечто вроде "второго Ирака" не нравится Южной Корее, Японии, Китаю, России, странам АСЕАН.
В таких случаях, как бы случайно, и на Ближнем, и на Дальнем Востоке начинаются провокации, столь удобные для дальнейшего затягивания любых переговоров. Так, морской бой между кораблями двух корейских государств в Желтом море 29 июня оказался очень "своевременным" поводом для США отказаться от посылки в Пхеньян делегации госдепартамента.
Версий этого инцидента много. По одной из них, виновными могли стать некоторые военные круги в Пхеньяне. В то же время, инцидент мог быть столь же выгодным готовящейся к декабрьским президентским выборам оппозиционной "Партии великой страны" в Южной Корее.
Мишень этой партии - вся политика "солнечного тепла" в отношении КНДР, которая принесла нынешнему президенту страны Ким Дэ Чжуну Нобелевскую премию мира.
Возникает вопрос: зачем вообще потребовалось Джорджу Бушу с самого начала своей деятельности замораживать переговоры с Пхеньяном, а в январе 2002 года заявлять, что КНДР - часть всемирной "оси зла" и "режим, оснащенный ракетами и оружием массового поражения, морящий голодом своих граждан"?
Согласно одному из объяснений такой политики, Вашингтон понимает, что в одиночку у него мало шансов добиться своих целей в отношении КНДР, какими бы они ни были. Да и вообще позиции США в Азии выглядят довольно слабо на фоне роста влияния Китая.
Поэтому американская дипломатия хотела бы выстроить в Азии коалицию стран, которая гарантировала бы "наказание" Северной Кореи, если та будет проявлять несговорчивость, что означает настоящий переворот во всей азиатской политике.
И начать его, конечно, можно с Южной Кореи, помогая победе "Партии великой страны" и ее лидеру Ли Хве Чхану, который, как считается, ближе к республиканцам, чем Ким Дэ Чжун с его "солнечным теплом". Если до президентских выборов Корейский полуостров будет оставаться пороховой бочкой, и партия нынешнего президента соответственно будет терять популярность, это тоже способствует победе южнокорейской оппозиции.
Так выглядит в этой игре выигрыш для США. Остальные тогда скорее проиграют. Естественно, что Москве не хотелось бы терять завоеваний, которые ей принесла новая корейская политика за последние 2 года. Эта политика равноудаленности как от Сеула, так и Пхеньяна, исправившая прежний "южный перекос" российской дипломатии, пока что исправно завоевывала друзей по всему региону.
Москва, поддерживающая рабочие отношения с Ким Чен Иром, оказалась нужна всем. В российскую столицу звонят японские лидеры, у которых не получается диалог с Севером; постоянно спрашивают совета, хотя и делают по-своему - американцы.
Более того, после начала "новой корейской политики" сразу же стали давать неплохие плоды отношения и с Сеулом. Все это позволяет Москве готовить на будущее хорошие экономические позиции на всем полуострове, обсуждая многочисленные транспортные, энергетические, а попутно и многие другие проекты.
Вряд ли следует ожидать, что поездка Игоря Иванова в обе Кореи, а также многосторонние или двусторонние переговоры по этому вопросу в Брунее сами по себе приведут к какому-то "прорыву" на Корейском полуострове в целом. И все же не только Россия, но и практически все представленные на форуме АРФ страны /Китай, обе Кореи, Австралия и Новая Зеландия, Япония и так далее/ не хотят ждать декабрьских выборов в Южной Корее, чтобы вновь начать с нуля межкорейский процесс.
В любом случае, корейская проблема окажет очень большое влияние на то, какой же будет новая азиатская политическая сцена в ближайшие годы.