Как заявил в понедельник официальный представитель МИД РФ Александр Яковенко, "нынешнее решение Высшего хозяйственного Суда Белоруссии по данному вопросу, не решая ничего по сути, может привести к прекращению нормального функционирования российского предприятия".
Дипломат высказал мнение, что подобного рода проблемы должны решаться в соответствии с имеющимися соглашениями, а также с учетом реализуемых российско-белорусских договоренностей в области формирования единого экономического пространства Союзного государства.
Он также напомнил, что вопрос оформления правового статуса расположенных в Белоруссии российских предприятий нефтепродуктопроводного транспорта регулируется бишкекским Соглашением стран-участниц СНГ "О взаимном признании прав и регулировании отношений собственности" от 9 октября 1992 года, которым определены основные принципы разграничения собственности между государствами, выделившимися из состава Союза ССР. Исходя из него, право собственности на объекты магистрального нефтепродуктопровода "Самара-Западное направление" принадлежит России, а их правовой статус подлежит согласованию между органами по управлению имуществом сторон и соответствующему юридическому оформлению.
По имеющейся в российском МИД информации, процесс оформления правового статуса расположенных в Белоруссии участков данного продуктопровода был начат еще в 1998 года, однако до настоящего времени так и не завершен, поскольку нет согласия белорусской стороны на подписание предусмотренного бишкекским Соглашением соответствующего протокола.
Очевидно, отметил Яковенко, что именно в этом контексте необходимо рассматривать проблему с регистрацией предприятия "Запад-Транснефтепродукт", которое осуществляет эксплуатацию пролегающего по территории Белоруссии участка упомянутого нефтепродуктопровода. Год назад Гомельский областной хозяйственный суд по существу признал неправомерность попыток местных властей отменить государственную регистрацию этой российской компании.
Александр Яковенко заверил, что МИД России будет продолжать внимательно следить за развитием этой ситуации и в рамках своей компетенции по защите законных интересов отечественных компаний за рубежом активно содействовать ее разрешению.