Как сообщили РИА "Новости" в пресс-центре Дальневосточного таможенного комитета, до 1996 года все отечественные суда, ведшие промысел в 12-мильной российской морской зоне, прежде чем отправиться с уловом за рубеж, должны были обязательно пройти оформление в ближайшем российском порту.
Длительные переходы, стоянки у причалов, плата портовых сборов вели к удорожанию и снижению качества улова. В 1996 году правительством РФ была инициирована упрощенная система таможенного оформления.
Согласно ей, капитан все данные об уловах заносил в бортовой журнал и передавал их в таможню. По пути за рубеж судно обязано было пройти в море пограничный контроль.
Большой кредит доверия, данный рыбакам, породил вал браконьерства и контрабанды. Многие капитаны частных промысловых судов, умышленно занижали уловы, обходили стороной обязательные морские точки пограничного контроля и сдавали уловы в иностранных портах по подложным документам.
Отмена упрощенного таможенного оформления в первую очередь больно ударила по добросовестным компаниям, которые стали нести убытки.
Дальневосточное таможенное управление, установив в режиме реального времени контакты с японскими таможенниками, предложило новую систему оформления судов, идущих с уловами за рубеж.
Теперь достоверность сведений, переданных российской таможне из районов промысла и заверенных электронной подписью капитана, по прибытию судна в Японию подтверждает японская таможня.
Если капитан предоставил российской таможне умышленно искаженные сведения, японские власти накладывают вето на сдачу улова, а капитан, согласно российскому Закону привлекается к уголовной ответственности за искажение отчетности. Такой двойной оперативный контроль уже существенно ударил по контрабанде и браконьерству.
Задача экспертной комиссии, прибывшей на российский Дальний Восток, убедится в эффективности этой системы. Кроме Приморья комиссия во главе с начальником управления специальной техники и автоматизации таможенный технологий ГТК РФ Леонидом Ухлиновым, побывает на Камчатке.