Рейтинг@Mail.ru
Ответы министра обороны РФ Сергея Иванова на вопросы финской газеты "Хюфвудстасбладет" - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ответы министра обороны РФ Сергея Иванова на вопросы финской газеты "Хюфвудстасбладет"

Читать ria.ru в

НАТО расширяется, и балтийские государства, с большой вероятностью, будут приглашены для переговоров о вступлении в альянс уже на саммите в Праге в ноябре нынешнего года. Как, на Ваш взгляд, скажется возможнный прием балтийских государств в НАТО на безопасности в регионе?

- Прежде всего, хотелось бы подчеркнуть, что расширение НАТО - это внутренне дело альянса. Россия ни в коей мере не намерена искусственно драматизировать ситуацию в связи с возможным приемом прибалтийских государств - Латвии, Литвы и Эстонии - в Североатлантический блок.

Однако мы утверждали и продолжаем утверждать, что шаги в данном направлении не только не будут способствовать повышению безопасности, но и могут стать фактором, существенно дестабилизирующим обстановку как в Балтийском регионе, так и в Европе в целом. В этом состоит принципиальная позиция российской стороны. Президент РФ Владимир Владимирович Путин на Римском саммите Россия-НАТО в мае нынешнего года четко и однозначно высказал ее еще раз. Как глава российского военного ведомства и просто как гражданин страны я полностью разделяю эту позицию.

Североатлантический блок по-прежнему сохраняет достаточно мощный военный потенциал и, несмотря на значительное потепление климата в российско-натовских отношениях, нас не может не беспокоить появление вооруженных сил государств-участников альянса непосредственно у наших рубежей.

На сегодняшний день у России нет гарантии, что развитие ситуации по данному сценарию благоприятно скажется и на обстановке вокруг самой западной части России - Калининградской области.

В свое время Россия пошла навстречу западным партнерам, предприняв крупные односторонние шаги по сокращению сухопутной и морской военных группировок на российском северо-западе, трансформировав их в сугубо оборонительные. Более того, одновременно с подписанием Соглашения об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе, мы заявили о своем намерении воздерживаться от размещения на постоянной основе существенных боевых сил в Калининградской и Псковской областях.

Следует учитывать и то, что Латвия, Литва и Эстония не входят в Договор об обычных вооруженных силах в Европе. Но, так как на них, в случае их вступления в НАТО, станет распространяться положения статьи 5 Вашингтонского договора, Россия будет вынуждена пересмотреть свои установки в отношении не только собственных военных построений, но и всего спектра международных отношений как с альянсом в целом, так и с данными прибалтийскими государствами.

Еще одно обстоятельство, на которое я хотел бы обратить внимание, заключается в том, что членство стран Балтии в альянсе приведет к коренному изменению положения, существовавшего на момент заключения некоторых договоров между Россией и данными государствами. В связи с этим, в российско-прибалтийском правовом поле может возникнуть ситуация, характеризуемая как "rebus sie standibus", согласно которой представляется возможность отступления при данных обстоятельствах от принципа обязательного соблюдения достигнутых соглашений. естественно, что такое развитие событий не будет способствовать улучшению отношений России с Североатлантическим альянсом. Оно не отвечает ни нашим национальным интересам, ни интересам стран Балтии и Европы в целом.

Я твердо убежден в том, что регион Балтийского моря в настоящее время имеет все возможности стать эффективной моделью, наглядно демонстрирующей добрую волю государств для осуществления эффективного и взаимовыгодного сотрудничества. Более логичным и оправданным было бы снижение военной составляющей в данном регионе, максимальное устранение здесь предпосылок силового противостояния. Именно такая модель полностью укладывалась бы в общую архитектуру обеспечения стабильности и безопасности в Европе. И российская сторона рассчитывает на учет своей позиции западными партнерами в связи с возможным приемом в НАТО прибалтийских государств до принятия такого решения.

НАТО, в Вашем представлении, - это, в первую очередь, военный или политический союз?

- НАТО - военно-политический союз. По крайней мере, такой эта организация была создана и провозглашена 4 апреля 1949 года. И именно как к военно-политическому союзу Россия относится к альянсу и строит с ним отношения.

К сожалению, в настоящее время мы вынуждены констатировать, что военная составляющая деятельности НАТО зачастую доминирует над ее политическим компонентом. Несмотря на декларируемую альянсом приверженность мирному разрешению споров, чрезмерное применение силы со стороны альянса в воздушной операции против Югославии в 1999 году без санкции Совета Безопасности ООН лишний раз подчеркивает, что НАТО становится прежде всего военным союзом, а уже потом - политическим. Об этом также свидетельствует и характер Стратегической концепции НАТО, принятой на юбилейном саммите Североатлантического договора. А о намерениях альянса пересматривать ее положения с учетом коренных изменений военно-политической ситуации в мире нам пока не известно.

Имеются ли в настоящее время реальные возможности влияния России на решения НАТО? Каких результатов Вы ждете от сотрудничества России с Североатлантическим альянсом?

- Да, такие возможности у России есть. В первую очередь, они обусловлены тем обстоятельством, что наша страна по-прежнему сохраняет за собой статус державы с достаточным военно-экономическим потенциалом, позволяющим надежно обеспечивать ее безопасность и национальные интересы. При этом Россия последовательно проводит миролюбивую внешнюю политику, выступает за приоритет политических средств и способов разрешения международных проблем. Подтверждением тому может служить и подход России к строительству и развитию своих отношений с государствами-членами Североатлантического альянса.

Принятая в мае 2002 года на Римском саммите Россия-НАТО Декларация глав государств и правительств Российской Федерации и государств-членов НАТО "Отношения Россия-НАТО: новое качество" позволяет России в рамках нового Совета работать в национальном качестве как равному партнеру. Вместе со странами-участниками Совета Россия будет принимать совместные решения и нести равную ответственность за их выполнение.

> Безусловно, если договоренности, достигнутые в ходе Римского саммита, будут выполняться на практике, они позволят вывести политические отношения Россия-НАТО на такой уровень доверия и найти такой алгоритм взаимодействия, которые не уступали бы степени доверия и партнерства между самими членами альянса. И это станет главным результатом.

Финляндия наряду с другими странам Северой Европы, в частности - Швецией, расширяет свое сотрудничество с НАТО в рамках программы "Партнерство ради мира". Сказываются ли на отношении Вашей страны к возможному членству Финляндии в альянсе события 11 сентября 2001 года и новая форма сотрудничества между Россией и НАТО?

- Прежде всего, отмечу, что на сегодняшний день Северная Европа представляет собой наиболее стабильный и безопасный в военном отношении регион. Дальнейшее укрепление безопасности в регионе, превращение его в зону разностороннего сотрудничества - один из внешнеполитических приоритетов Российской Федерации. Мы убеждены, что совместными усилиями можно реализовать уникальный потенциал Северной Европы, сделать ее пространством взаимовыгодного партнерства и добрососедства.

О позиции России по отношению к проблеме расширения НАТО я уже достаточно высказался. Добавлю только, что Финляндия - суверенное государство, и поэтому сама в праве определять целесообразность своего членства в том или ином военно-политическом союзе, исходя из условий обеспечения своей безопасности. Тем не менее, мы против расширения альянса и считаем этот курс ошибочным, не отвечающим интересам ни региональной, ни глобальной безопасности.

В этом плане на отрицательное отношение России к расширению НАТО, к возможному вступлению в альянс Финляндии, ни события 11 сентября 2001 года, ни новые формы сотрудничества России с Североатлантическим альянсом никак не повлияли.

Тенденция поступательного развития российско-натовского сотрудничества вовсе не исключает возможности равноправного участия в построении новой архитектуры европейской и глобальной безопасности других государств, не являющихся членами НАТО. И вступление государств Северной Европы, в том числе Финляндии, в НАТО, на наш взгляд, не будет способствовать ни успешной борьбе международного сообщества с терроризмом, ни достижению прочного, стабильного и безопасного мира, как в регионе, так и на всей планете.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала