По его словам, на период 2001-2010 годов разработана Программа дооснащения пассажирских вагонных депо до уровня "Технического регламента", в котором определен перечень необходимого оборудования по каждому базовому депо и поставщики-изготовители оборудования. Общие затраты на реализацию этой программы составят 4,3 млрд рублей, из них на реконструкцию вагоноремонтных депо будет направлено 3 млрд рублей, а на приобретение оборудования - 1,3 млрд рублей.
Шатаев заявил, что с 1992 года поставка пассажирских вагонов за счет федерального бюджета была прекращена, и МПС было вынуждено делать закупку за счет собственных средств, вследствие чего закупки вагонов уменьшились в 7 раз /300 вагонов против 2100/. В результате парк вагонов сократился почти в 1,5 раза за счет списания вагонов, выработавших свой ресурс, а его износ составляет в среднем более 50 проц. До 2005 года планируется списание около 5 тыс вагонов старше 28 лет службы. При этом имеющиеся пассажирские вагоны морально устарели, не обеспечивают требуемый уровень комфортности и требуют больших затрат на содержание и ремонт. Таким образом, отметил Валерий Шатаев, перед МПС особо остро встала проблема необходимости поставки на сеть железных дорог России пассажирских вагонов нового поколения, оборудованных более совершенными системами и агрегатами.
Согласно утвержденной правительством программе "Модернизация транспортной системы России /2001-2010 годы/", предусматривается до 2010 года поставить на железные дороги 11 тыс 480 пассажирских вагонов, что составляет порядка 1 тыс 50 вагонов в год. Однако, выделяемых ежегодно МПС финансовых средств на эти цели достаточно только на поставку 300-350 вагонов. Поэтому требуется решить на правительственном уровне вопрос привлечения инвестиций на развитие вагоностроения, производство перспективных моделей вагонов, а также закупки вагонов в установленном количестве.
Вместе с тем, отметил руководитель Департамента, вследствие крайне неудовлетворительного состояния парка пассажирских вагонов, существующая ситуация может в ближайшее время приобрести критический характер в области безопасности перевозок.