> Совершенно естественно, что в одном лагере оказались страны, которые, в основном, вкладывают деньги в бюджет единой сельхозполитики, в другом - те, которые являются, в основном, получателями этих средств.
В первом - главным образом, государства севера Европы, включая Германию и Великобританию, во втором - южане во главе с Францией. Проект, предложенный европейским комиссаром Францем Фишлером, предусматривает постепенное сокращение субсидий фермерам, переход с поощрения количества продукции на вознаграждение качества, безопасности продуктов и экологической чистоты в сельской местности. По иронии судьбы в числе противников плана Фишлера оказалась и его родная Австрия.
Глава аграрного ведомства Франции Эрве Геймар заявил, что предлагаемая реформа "преждевременна, неадекватна и неприемлема". Франция вместе с южными странами ЕС настаивает на том, что пока не наступило время для радикального пересмотра существующей 40 лет единой сельскохозяйственной политики, направленной в свое время на стабильное и надежное обеспечение послевоенной Европы продовольствием.
Позицию сторонников реформы выразил министр сельского хозяйства Нидерландов Лоренс-Ян Бринкхорст. Он поздравил Фишлера со "смелым и дальновидным планом".
Реформа, по мнению ее сторонников, назрела по ряду причин. Во-первых, Европа сейчас производит слишком много сельскохозяйственной продукции, в то время как кризисы "коровьего бешенства", ящура, диоксина, гормонов подорвали доверие потребителей к качеству и безопасности продуктов. Во-вторых, нынешняя сельхозполитика с ее субсидиями фермерам плохо вписывается в правила ВТО.
Наконец, при сохранении правил распределения средств возникает проблема для расширения ЕС. Новые члены союза, в экономике которых сельское хозяйство имеет слишком большой вес, должны стать чистыми получателями субсидий, что ляжет непосильным бременем на союзный бюджет.