"Маг и чародей" сцены 40 лет восхищал своим искусством россиян, даже умер в Петербурге, так и не вернувшись в родную Италию.
Сыгравший огромную роль в развитии театрально-декорационного искусства, Гонзага начинал художником театра "Ла Скала" и оформил почти 300 постановок на сценах Рима, Генуи, Пармы и других городов Европы. 210 лет назад, уже знаменитостью, мастер приехал в Россию и три десятка лет служил главным декоратором императорских театров. В тени оставались его теоретические труды - один из трактатов и назван "Музыка для глаз".
Путешествие в начало 19 столетия, каким стал спектакль, - это скорее "штрихи сложной судьбы, раздумья художника о предназначении таланта", а вовсе не детальное биографическое исследование, пояснила в интервью РИА "Новости" режиссер Светлана Силантьева. В центре ее пьесы, созданной по книгам и письмам Гонзага, стоит личность мыслителя с оригинальными суждениями об искусстве, о содружестве музыки и зодчества, открытых им "чудесах оптики и акустики".
Самое подходящее место для спектакля в честь маэстро - ГМУ "Архангельское", едва ли не главный в России хранителем наследия художника. Здесь находится уникальный памятник архитектуры - юсуповский театр, легендарное творение Гонзага.
Деревянное здание в стиле классицизма славится гармонией пропорций и строгостью форм. По сей день хранит оно четыре подлинных декорации кисти Гонзага и расписанный им главный занавес. Увидеть их сегодня, увы, невозможно: идет реконструкция театра, еще недавно находившегося в аварийном состоянии и внесенного Всемирным фондом памятников в число ста особо охраняемых объектов мирового наследия.
В 1810 году покровитель художника князь Николай Юсупов заказал ему проект театра для своей подмосковной усадьбы. Для него Гонзага написал и 12 смен декораций, игравших здесь главные роли: в Архангельском устраивались весьма необычные и, к несчастью, не принятые тогда публикой "спектакли декораций". Суть их в том, что актеры на сцену не выходили - разыгрывалось "действо живописи", оживляемое музыкой, светом и машинерией. Современники не оценили красоту замысла, зато теперь произведение признано бесценным: от прошлых веков декораций почти не осталось, а те, что создал великий Гонзага, - для всей Европы абсолютный раритет.