- Евгений Петрович, как бы Вы могли охарактеризовать нынешнее состояние отношений между Россией и Европейским Союзом?
- Отношения между Российской Федерацией и этим мощнейшим в экономическом плане интеграционным объединением стран Западной Европы, а в перспективе не только Западной, мы определяем как "стратегическое партнерство". Эта оценка была подтверждена на состоявшемся 29 мая в Москве саммите Россия-ЕС, где президент РФ Владимир Путин очень четко выделил именно это направление нашего сотрудничества, как и стремление России подходить к нему в широком стратегическом плане. Россия не ставила и не ставит вопрос о своем вступлении в Евросоюз или о присоединении к нему в какой-либо "ассоциированной форме".
Перед нами сегодня стоит задача максимально тесной интеграции России и Евросоюза по тем направлениям, где у нас есть реальная возможность продвижения вперед. В первую очередь это задача создания общего экономического пространства Россия - Европейский союз. Поскольку сегодня Европейский союз является в совокупности одним из главнейших, а по целому ряду показателей основным торгово-экономическим партнером России, это направление работы было определено как стратегическое. Достаточно сказать, что после расширения ЕС более 50% внешнеторгового оборота РФ будет приходиться на зону Евросоюза. Группа высокого уровня, которую с нашей стороны возглавляет вице-премьер Виктор Христенко, рассматривает конкретные контуры и направления работы по выстраиванию общего экономического пространства.
- Как вы относитесь к проблеме расширения ЕС?
- Мы понимаем устремления тех стран, которые ставят себе задачу присоединения к ЕС. Относимся положительно и к тому, что рядом с Россией формируется единое пространство, которое будет играть по одним правилам и которое ставит своей целью развитие стратегического партнерства с Россией. Но расширение рождает и проблемы, например, сохранения того позитивного потенциала, который был наработан в области двусторонних связей РФ с той или иной страной. Мы бы очень не хотели, чтобы процесс расширения ЕС противоречил той цели, о которой мы договорились со всеми европейскими партнерами - о строительстве единой, мирной, стабильной и процветающей Европы без новых разделительных линий. Передвигая свои границы на Восток, ЕС должен постараться при этом не переносить, и уж тем более не создавать новые разделительные линии. Нам представляется, что это не отвечает и интересам самого Европейского союза. Я считаю, что для европейцев возникновение такого рода барьеров было бы стратегическим проигрышем.
- Как вы видите урегулирование Калининградской проблемы?
- Вы знаете, что все последние годы, и особенно на саммите Россия-ЕС, серьезно звучали именно те вопросы, которые связаны с расширением Евросоюза, созданием единого европейского пространства без разделительных линий. На майском саммите в Москве это нашло свое преломление в достаточно остром обсуждении Калининградской тематики. В наших отношениях с Евросоюзом эта проблема - не новая. Еще несколько лет назад мы обозначали свои озабоченности тем, как пойдет развитие событий вокруг этого субъекта РФ при расширении территории ЕС на Польшу и Литву. На Московском саммите Россия-ЕС президент РФ Владимир Путин поставил этот вопрос в стратегической, долгосрочной перспективе: если мы с вами ведем дело к созданию единых неразделенных пространств и рассматриваем друг друга как стратегические партнеры, то давайте определимся, как мы будем решать проблему, которая возникает с расширением ЕС для жителей Калининградской области и других субъектов Российской Федерации. На наш взгляд возможности ее решения в рамках того подхода, о котором мы говорили с ЕС все эти годы, имеются. На словах руководство ЕС заявляет, что оно разделяет именно такое направление решения проблемы. Однако имеются трудности в переходе от слов к практическому сотрудничеству. Мы продолжаем считать, что беспрепятственные поездки граждан РФ из одного российского города в другой являются основополагающим человеческим правом, которое, кстати, гарантировано им Конституцией РФ, да и международными соглашениями в этой области.
Мы убеждены, что решение может быть найдено, решение, которое отвечало бы критериям, обсуждавшимся на саммите, а именно: беспрепятственные поездки граждан из одного города России в другой, недопустимость выделения жителей одного субъекта Российской Федерации в какой-то особый регион с точки зрения своего международно-правового статуса и правил передвижения по территории третьих государств. Со своей стороны, мы готовы искать те решения, которые отвечали бы реальным - я хочу подчеркнуть - реальным, а не надуманным озабоченностям Евросоюза.
Часто говорят, что решение Польши и Литвы вступить в ЕС является приоритетом при решении всех других проблем. Мы с этим не спорим, я уже говорил о нашем отношении к расширению Евросоюза. Но почему вступление в ЕС должно сопровождаться возведением барьеров против ближайших соседей? Кстати говоря, вступление в ЕС и присоединение к шенгенским правилам - это два разных процесса, напомню, что есть страны ЕС, которые не являются участниками Шенгена (Великобритания, Ирландия). Более того, шенгенские правила предусматривают "определенные элементы гибкости" при гуманитарных случаях, в частности 5-я статья этих соглашений. Статья позволяет странам Евросоюза помимо шенгенских виз, выдавать еще и национальные визы, действительные для территории данной страны. Да и остальные проблемы поддаются решению, если к этому будет проявлена политическая воля. Если таковой не будет, тогда возникает большой вопрос: что реально является долгосрочной целью наших партнеров из Европейского союза в отношении Российской Федерации в целом и Калининградской области РФ в частности?
Эту проблему нужно решать, и я надеюсь, что в период председательства Дании (с 1-го июля) в ЕС мы существенно продвинемся в этом вопросе и "озабоченность" будет снята.