"Телефон - затея не "буржуазная", не предмет роскоши, а такая же необходимость, как воздух и хлеб", - писала в ноябре 1917 года газета "Московский листок". Действительно, среди главных изобретений, оказавших наибольшее влияние на прогресс, пожалуй, телефон занимает одно из первых мест. Уже невозможно представить жизнь без этого изобретения Александра Грехема Белла.
В Россию телефон пришел в тот момент, когда потребность в активных коммуникациях стала ощущаться почти во всех сферах жизни. В 1881 году российское правительство заключило контракт с частным лицом - инженером фон Барановым - на право строительства и эксплуатации телефонных сетей в Петербурге, Москве, Риге, Одессе и Варшаве. Фон Баранов перепродал свои права Международной телефонной компании Белла. Так отец-изобретатель поучаствовал в создании МГТС.
Днем основания Московской городской телефонной сети считается 13 июля 1882 года /1 июля по старому стилю/. В этот день состоялось открытие первой ручной телефонной станции системы Гилеланда компании Белла на Кузнецком мосту, 6, в доме купца Попова. 5-этажное здание с огромными окнами-витринами, да еще и расположенное на одной из самых модных московских улиц, как нельзя лучше подходило для телефонной станции. Сам купец Попов, московский "чайный король" и любитель всяких технических новинок, разместив станцию в своем доме, стал ее первым абонентом.
Первые номера состояли из 3 цифр. К концу 1882 года количество абонентов составляло 246. В основном счастливые обладатели чуда техники жили на территории Китай-города и внутри Бульварного кольца. Первый телефонный справочник МГТС появился в 1895 году, когда в Москве был 1741 абонент.
Станция стремительно разрасталась. В 1894 открылась первая подстанция в Верхних торговых рядах /здание ГУМa/. А 31 декабря 1898 года состоялось открытие первой междугородной линии Москва-Петербург.
Точность и быстрота соединений на первой станции оставляли желать лучшего из-за несовершенства оборудования и сложности организации работы телефонисток. Процесс одного соединения осуществлялся при участии двух, а иногда и трех "телефонных барышень". Стать телефонисткой, несмотря на сложность работы, для благородной девушки считалось большой удачей. К тому же она должна была быть высокой, чтобы легко дотягиваться до верхних ячеек коммутатора, обладать хорошей дикцией и приятным голосом. Перед тем, как взять девушку на работу, менеджеры телефонной станции лично встречались с ее родителями, а иногда и соседями. Замужних на работу не брали, а вышедших замуж - увольняли.
В 1909 году были установлены первые 26 телефонов общественного пользования в черте города и 17 - за его пределами. Плата за разговор составляла 10 копеек, независимо от его продолжительности.
Накануне Октябрьской революции количество телефонов, обслуживаемых МГТС, достигло 55 тыс 88. Многих их владельцев ожидала война и эмиграция...
Большевики при захвате власти быстро сообразили, что к чему, и в списке первых их "завоеваний" числился телефон, который, как и телеграф, надо было захватить и удержать "ценой каких-либо потерь". В то время, как в городе на Неве уже торжествовала диктатура пролетариата, в Москве шли ожесточенные бои. Центральная телефонная станция в Милютинском переулке была для большевиков, безусловно, объектом крайней важности. 1 ноября 1917 года после пятидневной осады МГТС "перешла в руки трудящихся". Все московские телефоны были переданы в распоряжение комиссии Совнаркома. В первую очередь ими должны были быть обеспечены учреждения и предприятия города, а уж затем - население. В жилых домах разрешалась установка только одного телефона, и то при условии, что им пользуются все жильцы.
22 июня 1941 года количество звонков достигло небывалой величины, которые сеть еле выдержала. Перестраивать свою деятельность применительно к условиям военного положения МГТС начала сразу же. На всех станциях и узлах была введена система светомаскировки и затемнения. Нагрузка на АТС усилилась, для нужд обороны требовалась установка большого количества новых номеров. Но даже в эти тяжелые для страны годы станция продолжала развиваться. В 1942 году исчезли "телефонные барышни", номера стали соединяться в автоматическом режиме.
Сегодня МГТС - одна из крупнейших в Европе телекоммуникационных компаний, двадцатитысячный персонал которой обслуживает более 4 млн абонентов. На 100 жителей Москвы приходится более 50 телефонов ОАО "МГТС". На сети действует 581 телефонная станция с 4.140.000 линий. Справочно-информационной службой сети оказывается более 50 млн услуг в год, причем 78 проц обращений приходится на бесплатную информационную службу "09".
Подарком москвичам к 120-летию Московской городской телефонной сети /МГТС/ стало завершение строительства общегородской широкополосной сети передачи данных, которая дает высокоскоростной доступ в Интернет, к мультимедиа-приложениям и т.д. Как заявил генеральный директор МГТС Владимир Лагутин, в 2003 году акционерное общество компания приступает к следующему этапу генеральной реконструкции сети, которая предполагает замену устаревших аналоговых АТС на цифровые. Кроме того, в течении следующего года в Москве откроется второй зоновый код - "499" в дополнение к действующему "095". МГТС планирует ввести первые 50 тыс телефонных номеров с новым кодом в 4 квартале 2003 года.