В экспозиции представлены художники стиля "укие-э" - Утомаро, Хокусая, Хиросигэ, Кунисада, Еситоси, их ученики и последователи. Исток своеобразия культуры Эдо, и художественного образа книги в частности, - в особом мироощущении людей времени, названного "укие" (буквально - "изменчивый мир").
ГМИИ располагает крупнейшей в Европе, но никогда прежде не выставлявшейся коллекцией японских книг, рассказал куратор выставки Беата Воронова. В основе коллекции - поступившее в 1924 году из расформированной Румянцевского музея собрание морского офицера Сергея Китаева, который на рубеже 19-20 веков плавал в Тихом океане и собирал японские гравюры и книги, вещи. В экспозицию вошло около 70 книг. Они показывают весь спектр иллюстрированных печатных изданий эпохи, например, так называемые книги для чтения, книги в картинах (почти без текста), сборники и альбомы. Характерно, что формы старых японских книг - книги в картинах, книги в виде "гармошки" или "раскладушки" - существуют по сей день.
Пейзажи с видами горы Фудзи, ветви в снегу, цветы и травы, птицы и змеи, а рядом портреты людей - то склонившихся над листом бумаги, то поющих под аккомпанимент музыкальных инструментов, - все это позволяет погрузиться в хрупкий "Мир японской книги 18-19 веков" /таков подзаголовок выставки/. Удачно дополнили экспозицию помещенные в зале ширмы и акварели, между которыми - букеты живых цветов - творения мастеров искусства икебаны из Школы ландшафтного дизайна при Московском архитектурном институте.