----От редакции.
Как известно, Япония является лидирующей страной в исследованиях природы ума, которые опираются на основы буддизма. Эта страна вступила в глобальную научную сеть- меганауку. Ее конференции периодически проводятся на островах восходящего солнца. Интерес японцев к меганауке нашел свое отражение на страницах журнала "Япония сегодня". В одном из номеров этого журнала мы нашли статью Михаила Ельцина, которая вызвала неожиданный резонанс в буддийских кругах Японии--цитаты из статьи нашего автора приведены в книге восточного мастера Экана Икегути "Подвижник Огня" (стр. 44,45. М. "Республика".
1996).
Предлагаем вашему вниманию материал Михаила Ельцина, в котором выделяем текст, так заинтересовавший восточных исследователей.
----"С точки зрения меганауки".
Меганаука--это глобальное явление, представляющее собой естественный синтез всех наук в единую, универсальную систему знаний и ценностей с последующим выходом за пределы современных научных парадигм.
Меганаучный форум собирает профессионалов высшего уровня представителей министерств, университетов, научных центров, работающих в самых разных областях: биологии, биоэнергетике, экономике, геофизике и др.
На одной из таких конференций была рассмотрена актуальная проблема, связанная с увеличением энергопотребления, с одной стороны, а с другой--нехваткой продуктов питания в условиях неблагоприятной окружающей среды. Проблему, которая вряд ли может быть разрешена иначе, как на основе нетривиальных и масштабных решений.
Из опубликованных фрагментов следует, что господство официальной науки, ставшее возможным из-за отсутствия конкуренции, пришло в противоречие с естественными процессами самоорганизации в природе, что привело к кризису и саму науку, и общество.
Скупые строки официальных сообщений не позволяют составить полного представления об обсуждавшихся вопросах. Что же существенное не попало либо в текст этого сообщения, либо в сферу внимания участников конференции?
Это, прежде всего, упоминание о причине, породившей, на наш взгляд, рассматриваемые на конференции проблемы. Причина эта, по нашему мнению, состоит в том, что ОФИЦИАЛЬНАЯ НАУКА, ОКАЗЫВАВШАЯ ДО СИХ ПОР РЕШАЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ НА СУДЬБЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ, ОКАЗАЛАСЬ ЕДИНСТВЕННЫМ СОЦИАЛЬНЫМ ЯВЛЕНИЕМ, РАЗВИВАЮЩИМСЯ ВНЕ ЗАКОНА ПРИРОДНОЙ ПРАВИЛЬНОСТИ.
Сегодня, по мнению некоторых исследователей меганауки, человечеству угрожает опасность, вызванная широким влиянием информационных технологий на сознание людей.
В чем это проявляется?
Во-первых, ПЕРЕДАЧА НЕКОТОРЫХ ЕСТЕСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ УМА ИСКУССТВЕННОМУ ИНТЕЛЛЕКТУ МОЖЕТ ПОВЛЕЧЬ ЗА СОБОЙ ОСЛАБЛЕНИЕ И ДЕГРАДАЦИЮ ПРИРОДНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ МЫШЛЕНИЯ. Во-вторых, благодаря созданию локальных и глобальных компьютерных сетей образовалась система связи, которая вышла на уровень самоорганизации.
Опасность не только в том, что компьютер ослабляет естественные умственные способности, но и в том, что указанная самоорганизованная система оказывается способной влиять на окружающий мир, управлять поведением людей, ставя тем самым ЧЕЛОВЕЧЕСТВО В ЗАВИСИМОСТЬ ОТ РЕШЕНИЙ ГЛОБАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРНОГО РАЗУМА. ТАКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ЕСТЬ РАБСТВО УМА, КОТОРОЕ ПРОТИВОРЕЧИТ ГУМАННОЙ БУДДИЙСКОЙ ЛОГИКЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ.
Из этой оценки ситуации вовсе не следует, будто мегаученые призывают вообще отказаться от компьютеризации. Они лишь пытаются понять действительность целиком, включая и те более Совершенные Сферы Сознания, которые, хотя и взаимосвязаны с нашей действительностью, но недоступны для описания и объяснения известными парадигмами науки, но, тем не менее, действительно существующие.
Официальная наука оказалась не в состоянии предотвратить последствия своих открытий, которые привели к массовому истреблению людей в конфликтах и войнах, к разрушению окружающей среды и многим другим последствиям.
Меганаука, опираясь на трансцендентальную осведомленность мастеров дзен и буддийский путь достижения Совершенного Состояния Сознания, ясно видит несовершенство человеческого разума. Можно обозначить шесть характеристик, которые отражают его недостатки.
Это--накопительство знания, которое никогда не может закончиться; ограниченность ума, не могущего думать одновременно о десяти вещах; его противоречивость, вынужденность часто действовать наперекор эмоциям; слабость ума, не способного остановить процесс мышления; зависимость цепляющегося за вещи ума, делающая его их рабом. Каждый из этих шести ложных путей, которыми следует мышление обычного человека, уводит его прочь от Совершенного Состояния Сознания, благодаря которому только и можно увидеть негативные стороны информатизации.
Меганаука отвергает усиленно распространяемое заблуждение, будто мышление является продуктом деятельности головного мозга и будто человек думает сам.
Спросят: "А разве это не так?"
Предложим в таком случае встречные вопросы: "Кто дышит твоими легкими? Сам ли ты это делаешь? Кто стучит твоим сердцем? Уж не думаешь ли ты, что ты сам? Кто думает твоим существом?"
Не вдаваясь в дискуссии по всем этим вопросам, дадим ответ, который передал нам Будда Шакьямуни, на последний из них: "Представление о том, что твое существо--это твой разум, есть одно из ложных понятий, возникающих при рефлексии отношения субъекта с внешними объектами. Оно возникло потому, что с безначальных времен до нынешнего мгновения ты всегда отождествлял истинную сущность Природы своего разума с чем-то иным" ("Сурангама Сутра").
Меганаука, представители которой работают в Японии над глобальными проблемами по корректировке и переоценке старых официальных знаний, не пытается усложнить и без того непростые традиционные представления. Она, наоборот, предлагает понятные буквально каждому школьнику аналоги. Например, как дышащий неразделим с Атмо Сферой, точно также и мыслящий неразделим со Сферой Мысли. Следовательно, Мысль можно представить как особый компонент окружающей среды, как стихию, подобную электромагнитному эфиру или вдыхаемому воздуху. Поскольку Мысль наполняет и пронизывает весь мир, существуя с безначальных времен, постольку мыслитель не имеет собственной природы. Эти выводы меганауки не противоречат буддийским ценностям и опираются на истинные концепции отражения мира.
К сожалению, нынешний так называемый образованный человек несознательно отделяет себя от Сферы Мысли, полагая, что думает он сам. Обособляя себя, таким образом, от Творческого Начала Вселенной, человек тем самым изолирует себя от Творца. Но разделять неразделимое--смертельно.
Совершенство Меганауки заключается, однако, не в том, чтобы объявлять о своей монополии на открытие или дискредитировать официальную науку, развившуюся на базе самоизоляции и смертоносного конфликта с соседними Сферами Сознания. Совершенство вообще исходит из Любви ко всем чувствующим существам, из Любви, которая осуществляет животворящую (нетехническую) связь любого человека с окружающим миром и всеми Сферами Сознания. Только при таких условиях Глобальный Компьютерный Разум будет не хозяином Человеческой Сферы Сознания, а ее помощником.