* * *
Как о человеке-эпохе, с любовью и благодарностью говорили в четверг об Эмме Герштейн - писательнице и литературоведе, скончавшейся на 99-м году жизни, пришедшие проститься с ней в Центральный дом литераторов. На гражданской панихиде присутствовали поэты Олег Чухонцев и Олеся Николаева, литературные критики Наталья Иванова, Станислав Лесневский и многие другие из Англии прилетела переводчица Татьяна Литвинова. Автор замечательных мемуаров, близко знавшая Анну Ахматову и Осипа Мандельштама, помнившая смерть Льва Толстого и слышавшая Александра Блока, Эмма Герштейн служила современникам примером мужества, склонности и преданности своему делу. Ее "подвигу во имя литературы", по словам критика Карена Степаняна, не могли помешать ни болезни, ни жизненные драмы: до последних дней Эмма Григорьевна не позволяла себе не работать, неся глубокую "ответственность за свое слово". Она была "из тех читателей, которые равны писателям", отметил поэт Михаил Синельников. Нелегкая судьба, житейские беды, вечная нищета не сломили Эмму Гинштейн, рассказала в интервью РИА "Новости" Елена Чуковская. Внучка Корнея Чуковского знала покойную прежде всего как подругу своей матери - еще одной крупной фигуры литературного "сопротивления". Преодолевая невероятные сложности, Эмма Герштейн помогала и Ахматовой, и ее сыну - Льву Гумилеву, находившимуся в сталинских лагерях, несмотря на запреты, ездила к ссыльному Мандельшатму, вспоминает Чуковская. "Эмма Герштей прошла сквозь все испытания ХХ века, в полной мере выпила из чаши его страданий и все претворила в литературные образы, - убеждена Олеса Николаева, - Мы видим эпоху, с которой кровно была связана Герштейн, ее глазами". Она писала о Лермонтове так, словно жила в его время, подчеркнул критик Владимир Глоцер. "Пройдя через страшные 1930-40-е годы, через эпоху обысков и арестов, Герштейн писала воспоминая по памяти, а не по дневникам, но не произнесла ни слова лжи, не уступила конформистам, не изменила себе, - отметил Глоцер. - Ее портрет Мандельштама в 165 страницы стоит целой книги". Мы счастливы, что последние свои вещи Эмма Григорьевна напечатала именно у нас, доверив нам свои задушевные разговоры с читателями и современниками", - сказал главный редактор журнала "Знамя" Сергей Чупринин. Последние воспоминания Герштейн будут опубликованы в августовском номере журнала "Знамя".
* * *
Театр-варьете "Радиус холл" открывается 1 августа в столице в здании Мосбизнесцентра. В день открытия театр представит шоу "Планета Рафаэль", которое является новым прочтением жанра варьете, возрождающим его лучшие традиции. Об этом РИА "Новости" рассказали в агентстве "Интермедиа". В непринужденной атмосфере зрители смогут насладиться феерическим действом, которое развернется на сцене кабаре. Гости "Радиус холла" совершат путешествие в мир фантазий и иллюзий станут соучастниками волшебных превращений и даже смогут увидеть парящий в воздухе белый рояль. Перед зрителями выступит известный маг и чародей, заслуженный артист России Рафаэль Циталашвили, который даже придумал несколько трюков для Дэвида Копперфильда. Представление продумано до мельчайших нюансов - от великолепных декораций и завораживающего сценического света до яркой палитры красок костюмированного карнавала артистов варьете. Ожидается, что почетным гостем премьерного показа шоу станет мэр Москвы Юрий Лужков. Подробней о предстоящем открытии варьете и о представлении "Планета Рафаэль" организаторы и артисты расскажут в пятницу, 5 июля, на пресс-конференции. Как заверили РИА "Новости" организаторы, сюрпризы и необычные трюки в исполнении Рафаэля ожидают журналистов уже на пресс-конференции.
* * *
Журнал "Декоративное искусство" представил во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства свой очередной проект из серии "Художники круга ДИ" - выставку "Пространство объекта". Как передает корреспондент РИА "Новости", организаторы выставки решили исследовать перспективу развития пластических искусств в их движении от традиционных картин к предмету, идущему навстречу современному человеку. Нелегко в двух словах объяснить, что же такое "объект" - это понятие применяют к произведению искусства, лежащему вне пределов плоскости холста или графического листа, но еще не обретшему самодостаточности скульптуры. Художники пустили в дело разнообразные подручные средства - дерево, стекло, картонные коробки, проволоку, бумагу, лампочки, сдобрив приготовленный в экспозиции "салат" соусом из скульптуры и живописи. Заоблачная синь проникает в "окна" Ивана Чуйкова, блещут медали на груди героев Бориса Орлова, языки пламени вырываются из обыденного картона у Андрея Красулина. Батарею пустых бутылок превратил в подсвечники Борис Мессерер, посвятив "реквием" памяти Венички Ерофеева, Николай Вечтомов по-новому трактовал свой фирменный мотив - пламенеющий красный на черном фоне материализовался в расплавленную проволоку. Рядом с мэтрами андеграунда - художники других поколений: Евгений Гор, создавший драматически звучащие ажурные конструкции из металлической сетки, Борис Марковников, воплотивший образ разрушаемой живописи в пространственной инсталляции, где все элементы выкрашены в фиолетовый цвет, и Сергей Наумов, повесивший перед картиной куклу, будто знак вопроса. Ностальгические образы предложили "митек" Константин Батынков, умеющие смеяться сквозь слезы Наталья Турнова и Леонид Тишков, как и строящий из картона "памятники" мировой архитектуре Валерий Кошляков. Словно подводя итог спорам и раздумьям, фонтан из граненых стаканов соорудил Алексей Молчановский. Кстати, среди шедевров, перевернувших в 20 веке традиционные представления об искусстве, был именно фонтан Марселя Душана. Но не меньше, чем знаменитый француз, поразили современников русские "титаны авангарда", тоже увлеченно экспериментировавшие с объектами. В первом ряду можно поставить "контррельефы" Владимира Татлина, "архитектоны" Казимира Малевича, "проуны" Эль Лисицкого. Можно считать выставку попыткой осмыслить на заре 21 века мощную историческую традицию, данью памяти "пионерам" века 20.