Рейтинг@Mail.ru
Правительство России изучает резервы оборонно-промышленного комплекса - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Правительство России изучает резервы оборонно-промышленного комплекса

Читать ria.ru в
Дзен
МОСКВА, 4 июля. /Политический обозреватель РИА "Новости" Юрий Филиппов/. Тема экономического роста остается главной для российского правительства, какую бы проблему оно не обсуждало. Не стал исключением и анализ хода реализации федеральной целевой программы "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса в 2002 - 2006 годах", проведенный на заседании кабинета министров в четверг.

Состояние отечественного ОПК, по оценке правительства, вызывает беспокойство. В 2001 году производство здесь выросло только приблизительно на 4 процента. Это очень мало по сравнению с предыдущими годами: в 1999 году рост в оборонно-промышленном комплексе составил 30 проц, в 2000 - 25 проц. Вместе с тем, как отметил премьер-министр Михаил Касьянов, производственные мощности ОПК загружены не более чем наполовину, на некоторых предприятиях - и вовсе лишь на четверть.

Слабая загрузка оборонной отрасли вполне объяснима. Военных производств, доставшихся России в наследство от Советского Союза так много, что обеспечить всех их работой по основному профилю с помощью традиционных мер государственного оборонного заказа нереально - ни сейчас, ни в обозримой перспективе.

Впрочем, это было ясно еще пятнадцать лет назад, когда начиналось движение за коренное реформирование советской экономики, разворот ее к нуждам рядовых потребителей. Конверсия военной промышленности должна была исправить диспропорции в структуре производства, сориентировать монстры ВПК на обслуживание запросов населения, насытить потребительский рынок отечественными высокотехнологичными товарами.

ОПК до сих пор движется по этому пути, правда, результаты намного скромнее замыслов. Массовое производство сложной гражданской продукции, способной конкурировать с импортными аналогами не только по цене, но и по качеству многим оборонным заводам оказалось не по зубам. Тем не менее, серьезные подвижки все же произошли: потребительские товары выпускает сейчас половина предприятий отрасли.

Оборонщикам во многом помогла девальвация рубля в 1998 году. Однако импортозамещающий потенциал девальвации практически исчерпан, а отдача от отечественных высоких технологий, которые на 70-90 проц сосредоточены именно на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, по-прежнему невелика.

Почему резервы "оборонки" используются столь слабо? Этот вопрос, вероятно, еще долго будут задавать в России, причем он в значительной степени касается всей отечественной экономики.

Как представляется, основной трудностью конверсии стало то, что главным действующим лицом, принимающим решения и несущим риски, в рыночных условиях должно становиться само оборонное предприятие, а ему это непривычно и трудно. Если государство и может помочь, то только наиболее общими мерами финансовой, налоговой и тарифной политики, которые приблизительно одинаковы для всех субъектов экономики. Так что рост конверсионного производства зависит в большой степени от успешных маркетинговых стратегий, привлечения частных инвестиций, нестандартных управленческих решений, снижения себестоимости продукции, повышения ее качества. Самое главное - предприятие может полагаться только на себя.

Другое дело - государственный оборонный заказ. С одной стороны, капризы рынка на нем не сказываются. С другой, объемы производства ОПК в значительной мере зависят от того, какие суммы направляются на нужды обороны.

Сегодня бюджетное финансирование отрасли считается приоритетным, однако в условиях жесткого ограничения государственных расходов, обильный финансовый дождь над оборонно-промышленным комплексом не прольется. В лучшем случае можно говорить о поддержании общего уровня предыдущих лет. Иными словами - стабильность гарантирована, а вот о росте речь не идет.

Неудивительно, что в подобных условиях российские производители, а вместе с ними и государство, курирующее экспорт вооружений, все чаще обращают взоры за рубеж. Многие вспоминают о том времени, когда СССР не знал проблем с рынками сбыта, пытаются привлечь внимание зарубежных партнеров.

Вот здесь-то и выясняется, что отдельному российскому предприятию на мировом рынке вооружений делать практически нечего. Конкурентоспособными оказываются лишь крупнейшие лидеры отрасли - высоко капитализированные вертикально-интегрированные кампании. То есть - такие, которые обеспечивают всю цепочку операций от маркетинга и проектирования до продажи конечной продукции.

В топливно-энергетической сфере - причем не только в России, работают в основном именно такие фирмы. И демонстрируют завидные результаты. Иная организация производства и сбыта, как показал опыт, ведет к убыткам и сворачиванию производства.

Пойдет ли Россия по этому пути? В любом случае российскому правительству здесь есть над чем поработать. Очевидно, что для создания вооружений, конкурентоспособных на мировых рынках, надо максимально объединять усилия - причем не только на уровне отдельных предприятий, но и, возможно, на уровне стран-партнеров, то есть в транснациональных масштабах. А это серьезная реформа. Она потребует немало времени и ресурсов. Однако других вариантов сегодня не существует.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала