Содержание документа вызвало резко отрицательные отзывы известных российских процессуалистов, волну протестов со стороны правозащитных организаций и российских граждан.
В 1999 году доработанный вариант проекта Уголовно-процессуального кодекса по инициативе Президента РФ был направлен в надлежащие подразделения Совета Европы для правовой экспертизы и проверки соответствия его положений обязательным для нашей страны нормам Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Для обсуждения проекта нового Уголовно-процессуального кодекса в Государственной Думе была создана рабочая группа, в которую вошли представители всех ведомств: Верховного суда, ФСБ, министерства юстиции, Генеральной прокуратуры, а также Администрации президента РФ.
5 июня 2001 года в проект УПК был внесен блок поправок Президента России.
20 июня 2001 года проект УПК был принят Государственной Думой во втором чтении. За принятие документа проголосовали 290 депутатов, против - два, воздержавшихся не было. Проект нового УПК представила депутат Госдумы Елена Мизулина. Ко второму чтению проекта в него были добавлены две части.
Таким образом, во втором чтении проект содержал пять частей: "Общее положение", "Досудебное производство", "Судебное производство", а также две новые - "Особый порядок уголовного судопроизводства" и специальную главу "Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства". Проект УПК предусматривает, в частности, новации по финансированию судов, введение судов присяжных, упразднение народных заседателей, а также передачи функций надзора Генеральной прокуратуры в судебном производстве Верховному Суду.
По мнению депутатов, особое внимание привлекает новая 4-я часть "Особый порядок уголовного судопроизводства". В ней, в частности, содержится порядок ведения уголовного дела в отношении ряда лиц, а именно депутатов, членов Совета Федерации, следователей, прокуроров, судей и адвокатов. Таким образом, как отмечали члены рабочей группы в Госдуме, устанавливается равенство перед законом всех граждан России.
22 ноября 2001 года Государственная Дума приняла в третьем, окончательном чтении новый Уголовно-процессуальный кодекс /УПК/ России. За документ проголосовали 289 депутатов, против - 93, воздержавшихся не было.
В новом УПК, в частности, обыск и арест в отношении обвиняемого могут производиться только с санкции суда. В то же время, согласно президентским поправкам, уголовное дело может быть возбуждено следователем только с согласия прокурора.
В первой части Кодекса в раздел "Общие положения" внесена новая глава, в которой разведены понятия о прекращении уголовного дела и прекращении уголовного преследования. Кроме того, все участники судебного процесса объединены в две группы - обвинительную и защитную.
В новом УПК совершенствуется система предварительного следствия. В части судебного производства прописывается норма, согласно которой вводится отказ от возвращения уголовного дела на дополнительное расследование. Взамен этого принята норма о возвращении уголовного дела прокурору. При этом указывается на то, что если прокурор отказывается от обвинения в суде, уголовное дело прекращается.
В проекте закона также указывается, что в суде обвиняемого могут защищать не только адвокаты, но также иные лица, например, близкие родственники обвиняемых, по ходатайству подсудимого.
Проект нового УПК единогласно одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года.
Подписан Президентом РФ 19 декабря 2001 года.
Основные положения нового УПК должны были вступить в действие с 1 июля 2002 года, однако некоторые главы - только с 2004 года. 14 марта 2002 года Конституционный Суд РФ вынес решение, которым постановил ввести в действие новый УПК в полном объеме с 1 июля 2002 года. Как сказано в решении КС, все положения УПК РСФСР, допускающие возможность применения в качестве мер пресечения заключения под стражу без судебного решения, не соответствует Конституции России. В связи с этим Конституционный Суд поручил Федеральному Собранию обеспечить введение в действие уже с 1 июля норм УПК, предусматривающих судебный порядок применения ареста, а также задержание подозреваемого на срок более 48 часов.
4 апреля 2002 года Владимир Путин внес в Государственную Думу проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс. Изменения в УПК вносятся в соответствии с решением Конституционного Суда России.
19 апреля 2002 года депутаты Государственной Думы внесли изменения в Уголовно-процессуальный кодекс и в закон о введении в действие УПК. За законопроекты в первом чтении проголосовали большинство депутатов - 275 и 272 голоса.
Проекты законов одобрены Советом Федерации 15 мая 2002 года, подписаны Президентом РФ 29 мая 2002 года.
Цель нового УПК РФ - представить государству достаточные полномочия для борьбы с преступностью и одновременно обеспечить гарантии соблюдения прав человека.
/По материалам Редакции информационно-справочного обеспечения РИА "Новости", 1 июля/.