Как отмечается в документе, за последние 10-15 лет в российском образовании произошли принципиальные перемены. Эти изменения коснулись всех сторон образования - от форм собственности, механизмов и уровня финансирования до содержания и образовательных технологий. Тем не менее, отмечается в докладе, к концу 80-х годов система образования находилась в глубоком системном кризисе, причина которого заключалась не только в остаточном принципе финансирования и разрушающейся материальной базе, но и в том, что сама система перестала соответствовать запросам общества и изменившимся общественным взглядам.
Вместе с тем, говорится в документе, за последние годы произошли серьезные сдвиги в отношении к образованию, которые выразились в том, что профессиональная подготовка рассматривается как основа для успеха в жизни, выбор специальности определяется вполне прагматичными причинами, а расходы на образование оцениваются не только как допустимые, но и как приоритетные.
"Начавшийся новый этап реформирования пытается преодолеть недостаток предыдущих этапов - впервые развитие, содержание, образование и перестройка организационно-экономического и финансового механизма функционирование системы осуществляется взаимосвязано", - подчеркивается в докладе.