Трудно сказать, могли бы политики, работающие над внешним влиянием и внутренним самочувствием России, сделать больше, чем сделали. Но и меньше сделать им тоже было нельзя. Иначе - все тот же вялотекущий статус-кво, в котором Россия, объявившая было реформы и возвращение в мировую цивилизацию, тоскливо угасала на протяжении большей части 90-х годов.
Теперь на повестке дня у нас снова то, ради чего во многом и затевались когда-то перестроечные реформы в Советском Союзе: вхождение в мировой рынок, жизнь по общечеловеческим правилам. Правда, одного собственного желания здесь мало. Надо, чтобы того же хотели и наши партнеры. И не просто говорили об этом красивые слова, но и доказывали свое согласие делами.
Россия уже определила для себя ориентиры, достигнув которых она могла бы считать себя полноправным участником мирового рынка. Это признание ее рыночного статуса ведущими экономическими субъектами - США и Европейским союзом, и последующее присоединение ко Всемирной торговой организации.
С рыночным статусом вопрос, кажется, урегулирован. Первыми его предоставили США, что и не удивительно. Все-таки мировой лидер - ему полагается первым принимать дальновидные стратегические решения. Евросоюз, отдающий дань бюрократической волоките, пока отстает, но обещает уже осенью тоже предоставить России рыночный статус.
Со вступлением в ВТО все сложнее. Если США и здесь проявляют мудрость, полагая, что без России ни одна торговая организация не может считаться всемирной, то ЕС, видящий в России экономического конкурента, выдвигает явно неприемлемые требования. Внутренние тарифы на российский природный газ, которые благодаря нашим обильным запасам в несколько раз ниже внешних, рассматриваются в Евросоюзе как форма скрытого субсидирования промышленности. А это, по мнению европейцев, с членством в ВТО совместить нельзя. И объяснить нашим партнерам, что низкие внутренние тарифы - это естественное и вполне рыночное, конкурентное преимущество российской экономики, пока не удается.
Если исходить из логики прошлых лет, то на саммите в Кананаскасе Россия должна ставить вопрос именно о своем вступлении в ВТО - по аналогии с тем, как раньше она договаривалась на таких мероприятиях сначала о новых кредитах для себя, а затем о реструктуризации долгов.
Однако особенность Кананаскиса в том, что аналогии здесь не сработают. Во всяком случае, в итоговом заявлении, которое планирует сделать на правах хозяина канадский премьер Жан Кретьен, пространных рассуждений на тему России и ВТО ждать не стоит. И обижаться тут не на что. Все-таки основная идея ежегодных встреч лидеров ведущих держав сводится к тому, чтобы обсудить мировые проблемы, поговорить о помощи беднейшим странам.
Главные же экономические переговоры с Западом - как с Европой, так и с Америкой, и с Японией (по энерготарифам, по зерну, по стали, по легковым автомобилям и по десяткам и сотням других позиций) - России предстоит вести позже и, очевидно, в другом формате. Пока же можно просто напомнить о том, что наши интересы существуют и с ними надо бы считаться. Все-таки Россия, как показал год после генуэзского саммита, - политически мощная и экономически динамичная и сильная страна.
Настолько сильная, что на саммите "восьмерки" может позволить себе не выдвигать собственные экономические проблемы на первый план.