Владимир Мотыль вошел в историю кино всего лишь одним фильмом, зато каким! Тридцать два года назад, в 1970 году, он снял "Белое солнце пустыни"... Ничто не предвещало рождение шедевра, была поставлена только скромная цель, - снять российский вестерн на тему борьбы с басмачами.
Сценаристы Валентин Ежов и Рустам Ибрагимбеков написали несколько вариантов, но ни в одном не было изюминки. Тогда решили искать свидетеля гражданской войны в Средней Азии. Нашли, тот пересказал давно известные байки, и уже прощаясь, почти по секрету вспомнил про то, как степные ханы бросали в боях свой гарем и сколько потом было мороки в пустыне с этими бабами в парандже. Эврика!
Сценарий птицей вылетел из пера. Он назывался "Спасите гарем".
Фильм попытались закрыть, но не получилось.
Съемки шли трудно: в страшной жаре, на берегу Аральского моря, в песках. Отснятую пленку самолетом везли в Москву и ждали проявки. Лошади не хотели скакать, актеры падали в обморок от солнечных ударов, но Мотыль, словно предчувствуя триумф, делал ставку на спасительный юмор и выиграл.
Правда, сначала никто из коллег кинематографистов не понял, что собственного говоря, получилось. Фильм долго мытарили в коридорах власти. Именно там родилась легендарная фраза "Восток дело тонкое", которую отвесил тогдашний заместитель председатель комитета по кинематографии Владимир Баскаков, выжимая новые перестановки акцентов.
Фильму дали вторую категорию и выпустили на экраны страны малым тиражом и без всякой рекламы.
И вдруг взрыв успеха, который длится уже больше тридцати лет.
"Белое солнце пустыни" - образец монтажа и абсолютный шедевр понимания зрителя. В фильме гармонично сочетаются актерская игра и пафос гражданской войны, азарт поединка с идеалами чести, юмор с монументальным исламским пейзажем, женщина и герой. В роли непобедимого одиночки красноармейца Сухова актер Анатолий Кузнецов сумел сыграть не просто ловкость, смекалку и силу, а сам былинный дух героизма. Этот же размах чести воплотил в роли таможенника великий актер Павел Луспекаев, а безмолвный Саид, сыгранный Спартаком Мишулиным, добавил русской стихии восточный орнамент.
Боевик неожиданно стал национальной сагой. Сагой, окрашенной чувством юмора. Снайперские фразы героев: "за державу обидно", "стреляли", "Гюльчатай, открой личико", "я мзды не беру", "восток дело тонкое"... мгновенно вошли в нашу речь. Они обладали емкостью поговорки и точностью лингвистической формулы.
Идея границы России, край державы у далекого моря в песках придали стилизованному вестерну сказочную окраску вечной борьбы добра со злом. "Белое солнце пустыни" стал тем редким фильмом, который в жанре сказа, идеально воплотил лучшие стороны национального характера.
Мотыля же слава сделала изгоем среди завистливых кинематографистов. За все тридцать лет фильм, тираж которого перевалил за десятки тысяч копий, фильм, который каждый из нас видел, по меньшей мере два-три раза, не получил ни одной российской награды, а жизнь самого Мотыля обросла кучей проблем. Его не однажды выдвигали на Государственную премию, и каждый раз игнорировали. Наконец, возмутившись хронической несправедливостью, первый президент России Борис Ельцин личным указом присвоил кинорежиссеру Орден Почета России (1995) за фильм "Белое солнце пустыни".
Сегодня у этого фильма негласный статус национального амулета и оберега, его берут с собой в космос космонавты, его везут за рубеж спортсмены, его показывают в стране в дни общих праздников, он излечивает душевные раны, врачует недуги, восстанавливает физическую форму, выжимает слезу, поддерживает дух.
Однако 75-летие Владимира Яковлевича Мотыля наш телеэфир, увы, не заметил и любимый фильм страны не заявлен 26 июня ни в одной из общенациональных программ.