Думские комитеты по энергетике, транспорту и связи и по собственности, куда входят представители всех фракций и депутатских групп, на прошлой неделе приняли решение рекомендовать Госдуме принять эти законопроекты в первом чтении.
Выступая на заседании думского комитета по энергетике, транспорту и связи, заместитель министра путей сообщения Анна Белова напомнила, что год назад правительство утвердило Программу структурного реформирования на железнодорожном транспорте.
Программа реформирования ж/д транспорта была рассмотрена на заседании Госсовета, и, в соответствии с ней, была принята модель реформирования отрасли, которая состоит из трех ключевых этапов.
Первый этап /1,5-2 года/ - это разделение функций государственного регулирования и хозяйственной деятельности и создание единого хозяйствующего субъекта - Акционерного общества "Российские железные дороги", 100 процентов акций которого принадлежит государству. В ходе второго этапа, сообщила замиинистра, в рамках единого хозяйствующего субъекта должно происходить изменение технологии управления, организации управления по видам деятельности, формирование внутренних дочерних обществ и выделение их в виде конкурентного сегмента /перевозки, ремонтный комплекс/. Третий этап предусматривает постепенное формирование конкурентного сектора, целью которого является оказание давления на издержки и снижение транспортной составляющей в конечной цене продукции.
Действующим законодательством, указала Анна Белова, предусмотрена исключительно федеральная собственность на объекты ж/д транспорта. Правительственные законопроекты предусматривают многообразие форм собственности. В результате реформирования часть имущества ж/д транспорта остается в государственной собственности, часть - преобразовывается в муниципальную собственность, часть - в акционерную собственность. Законопроектами устанавливается усовершенствованная система государственного регулирования, позволяющая обеспечить безопасное и качественное функционирование ж/д транспорта в ходе проведения структурной реформы, сообщила замминистра.
Как заявил в интервью РИА "Новости" председатель думского комитета по энергетике, транспорту и связи Владимир Катренко, в правительственный пакет входят 4 законопроекта. Первый - "О ж/д транспорте в РФ" - определяет основы функционирования ж/д транспорта, систему государственного регулирования в отрасли, основные требования к организациям и объектам ж/д транспорта, вопросы безопасности, трудовых отношений и дисциплины в отрасли.
Второй законопроект - "Транспортный устав ж/д транспорта РФ" - определяет общие условия осуществления перевозок пассажиров, грузов, перевозок смешанного сообщения, взаимодействия владельцев инфраструктур и перевозчиков при осуществлении перевозки, взаимодействия владельцев инфраструктур, перевозчиков и владельцев ж/д путей не общего пользования, а также предусматривает ответственность вышеназванных лиц и пассажиров.
Третий законопроект - "Об особенностях управления и распоряжения имуществом ж/д транспорта" - регулирует осуществление изменения формы собственности на ж/д транспорте.
Основные вопросы 4-го законопроекта - "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О естественных монополиях" - сужение сферы регулирования от комплекса услуг по ж/д перевозкам предприятий МПС России - до услуг инфраструктуры, в соответствии с реализуемыми мерами по демонополизации и созданию конкурентной среды.
"Реформа должна осуществляется без права на ошибку", - подчеркивает заместитель министра путей сообщения Анна Белова. Она напомнила, что в большинстве западных стран доля грузоперевозок по ж/дорогам составляет 11-16 проц, а в России - 80 проц.