Речь Буша ожидали еще на прошлой неделе, но она была отложена из-за терактов в Израиле. До последнего момента оставались сомнения - решится ли Буш огласить свою речь до саммита "большой восьмерки" в Канаде. Теперь новую инициативу американского президента смогут обсудить не только его коллеги, прилетевшие на саммит, но и непосредственные участники конфликта.
Основная канва инициативы Буша была известна заранее - американский президент намеревался предложить создание "палестинского государства, границы и некоторые аспекты суверенитета которого будут временными". Однако полной неожиданностью стали слова Буша о необходимости смены руководства Палестинской национальной администрации (ПНА), как главного условия провозглашения независимости Палестины.
"Когда у палестинского народа будут новые лидеры, новые институты власти и новая организация мер безопасности с соседними государствами, США поддержат создание палестинского государства", - отметил президент. Буш в своей речи не назвал ни одного имени, но все комментарии его речи однозначны - Ясиру Арафату нет места в палестинской администрации.
Израильская газета "Гаарец" назвала это высказывание Буша "победой премьер-министра Израиля Ариэля Шарона". Как известно, он неоднократно заявлял, что не может быть и речи о заключении окончательного мирного соглашения с палестинцами, пока у власти находится Арафат. Естественно, что в аппарате израильского премьер-министра с воодушевлением встретили слова Буша, несмотря на то, что американский президент призвал израильтян вернуться на позиции, которые они занимали до 28 сентября 2000 года, до начала интифады, прекратить практику строительства поселений на оккупированных палестинских территориях, восстановить свободу передвижения для палестинцев, которые должны иметь возможность "для работы и нормальной жизни", а также передать замороженные палестинские средства "в честные и подотчетные руки".
Однако, каждый нашел в заявлении американского президента то, что хотел увидеть.
Соратники Арафата отмечают, что в первую очередь видят в заявлении Буша признание необходимости провозглашения независимости Палестины, а также стремление положить конец израильской оккупации. Палестинцы, разумеется, обескуражены заявлением Буша в отношении руководства ПНА, в комментариях осторожно звучит слово - катастрофа. Тем не менее, палестинское информационное агентство распространяет заявление: "Председатель Арафат и все палестинское руководство приветствуют идеи Джорджа Буша, изложенные в его речи в Вашингтоне, и рассматривают их как серьезный вклад в продвижение мирного процесса".
Судя по официальной реакции, ПНА надеется, что инициатива Буша, в том числе и в части, касающейся Арафата, еще будет обсуждаться как с американской администрацией, так и с другими членами посреднической "четверки": Россией, Евросоюзом и ООН, а также с "братскими арабскими странами". И в этой связи арабское электронное издание "Арабньюс", комментируя речь Буша, сразу же вспомнило о вчерашнем заявлении президента России Владимира Путина, сделанном в ходе пресс-конференции в Кремле.
Путин назвал "опасными и ошибочными" попытки устранения лидера Палестинской национальной администрации Ясира Арафата с политической арены. Он отметил, что "на взгляд российского руководства, это привело бы к радикализации палестинского движения".
Таким образом, очевидно, что в ходе начинающегося 26 июня саммита "восьмерки" в Канаде Путин и Буш, должны по меньшей мере детально прояснить свои позиции по проблеме политического будущего Арафата. Тем более, что и у палестинцев есть свое мнение на этот счет.
На востоке политики практически никогда не отказываются от власти по доброй воле. О коррупции в палестинском руководстве, о необходимости реформирования властных структур говорят и сами палестинцы. Очевидно и то, что Арафат не контролирует полностью ситуацию в автономии.
Но еще до заявления Буша представители ПНА говорили о том, что выборы в автономии будут проведены в январе 2003 года. Министр местного самоуправления Саиб Эрикат отметил, что США должны уважать выбор палестинского народа, а Арафат является его законно избранным лидером. Если состоятся новые выборы, то существует большая вероятность, что он снова будет избран.
Арафат удобен экстремистам. Он позволяет им вести борьбу против него самого и Израиля одновременно, не вынуждая возлагать на себя бремя ответственности за судьбу народа. Среди умеренных же кругов альтернативы Арафату нет. Конечно, всем известен список преемников Арафата, но ведь этот список - на случай его смерти, а не на случай добровольного ухода с политической арены. Если же палестинский лидер останется прежним, то и у израильского премьера развязаны руки. Похоже, что Арафат, по-прежнему, выгоден всем.
Что касается остальных пунктов заявления Буша, то это всего лишь новый вариант Декларации о принципах, выработанной в 1993 году в Осло. Буш снова говорит о временном статусе палестинского государства. Против такой формулировки возражают многие американские сенаторы, лидеры арабских стран и сами израильтяне и палестинцы.
По словам главы Белого дома, временными границы Палестины будут оставаться до того момента, пока все остающиеся вопросы создания нового государства не будут урегулированы. То есть, исходя из логики Буша, все острые вопросы - границы, палестинские беженцы, статус Иерусалима - будут решаться уже после того, как будет провозглашено временное независимое государство Палестина.
Высокопоставленные представители администрации в этой связи сообщили журналистам, что формирование нового палестинского государства во временных границах может произойти в течение ближайших полутора лет, а окончательное его создание может завершиться по истечении 3 лет.
Напомним, что в 1993 году противоборствующие стороны пришли к соглашению о создании временной палестинской администрации, в 1995 году израильтянами и палестинцами были подписаны именно временные соглашения, а рассмотрение вышеупомянутых "больных" вопросов было оставлено на потом. Все сроки, установленные для выполнения сторонами их обязательств, давно истекли, а вопросы эти так и остались нерешенными. Более того, попытка их решения в Кэмп-Дэвиде летом 2000 года стала одной из причин новой интифады.
Буш, по мнению израильских экспертов, пытается избежать ошибок своего предшественника Билла Клинтона - достичь немедленного мира, и поэтому действует постепенно. Предвидя негативную реакцию арабских стран и палестинцев на обвинения в адрес Арафата, он говорит о долговременных планах реализации своей программы, надеясь на то, что Арафат исчерпает свой кредит доверия и среди палестинцев, и среди арабских лидеров. Беда только в том, что этот кредит, возможно, уже исчерпан, но имя Арафата по-прежнему остается символом борьбы палестинского народа.