Что Вы могли бы сказать по существу политических вопросов, которые стоят в повестке дня саммита "восьмерки" в Кананаскисе?
- Центральное место в повестке дня саммита отводится проблематике борьбы с терроризмом. После 11 сентября 2001 года "восьмерка" на базе Совместного заявления лидеров от 19 сентября развернула беспрецедентное по масштабу и интенсивности антитеррористическое сотрудничество. Россия и ее партнеры по "восьмерке" стали, по сути, лидерами в глобальной антитеррористической коалиции.
"Восьмеркой" разработаны Рекомендации по борьбе с терроризмом, направленные на совершенствование защитных механизмов международного сообщества от террористической угрозы. "Группа восьми" тесно сотрудничает с Контртеррористическим комитетом СБ ООН, содействуя выполнению его требований максимальным числом стран. По предварительным подсчетам, всего государства мира с 11 сентября 2001 года заморозили не менее 116 млн. долл. США на счетах террористических организаций или их "спонсоров".
Наша страна вносит активный вклад в антитеррористическое сотрудничество. Проведена большая работа по выявлению и аресту средств финансирования терроризма в Чечне. Принимаются меры к ускорению ратификации Международной конвенции по борьбе с финансированием терроризма (уже ратифицирована Госдумой, предстоит рассмотрение Советом Федерации и утверждение Президентом России). В кратчайшие сроки наладил работу Комитет по финансовому мониторингу, который уже добился принятия России в "Эгмонтскую" группу финансовых разведок.
В ходе саммита будут подведены итоги первого этапа работы на антитеррористическом направлении, рассмотрены соответствующие доклады министров иностранных дел, внутренних дел и юстиции, финансов. Лидеры определят дальнейшие задачи в этой области.
Особое внимание в Кананаскисе будет уделено проблеме предотвращения доступа террористов к ОМУ, ракетам, материалам и технологиям для их производства, укреплению соответствующих режимов нераспространения.
Серьезный импульс будет дан сотрудничеству в деле контртеррористического обеспечения международных транспортных перевозок. На этом направлении уже отрабатываются вопросы рабочего взаимодействия в "восьмерке" по линии ведомств: есть договоренность об участии ФПС России в учении служб погранконтроля стран "восьмерки" в 2002 г., в режим повседневного электронного обмена информацией будет переводиться сотрудничество Государственного таможенного комитета России с партнерами для обеспечения безопасного транзита грузов с высокой степенью риска (радиационных, химических и др.), более эффективной борьбы с контрабандой оружия и взрывчатых веществ.
Россия держит курс на то, чтобы международное антитеррористическое сотрудничество, в т.ч. в "восьмерке", твердо базировалось на международном праве при центральной координирующей роли ООН и ее Совета Безопасности. Особое значение придаем разработке и принятию в ООН Всеобъемлющей конвенции о борьбе с терроризмом и Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма.
Эффективное противодействие терроризму возможно лишь в рамках широкого комплексного подхода к решению ключевых проблем международной безопасности и стратегической стабильности. Качественно новая атмосфера в отношениях России с партнерами по "восьмерке" позволяет обсуждать эти вопросы в откровенном и в конструктивном ключе. Считаем, что эта проблематика должна прочно войти в число приоритетов "восьмерки" - речь идет о совместном обеспечении фундаментальных условий устойчивого развития человечества.
Предполагается ли обсудить в Кананаскисе региональные конфликты?
- В привязке к антитеррористической тематике планируется рассмотреть важнейшие региональные вопросы - ситуацию в Афганистане, в отношениях между Индией и Пакистаном, на Ближнем Востоке. Страны "восьмерки" обладают значительным потенциалом содействия решению региональных проблем. Россия выступает за его эффективное использование, играет в этих вопросах активную роль в "Группе восьми" и на международной арене в целом.
Какое место в повестке дня занимает экономическая проблематика?
- Российская сторона намерена принять активное участие в обсуждении на саммите вопросов глобального экономического роста и устойчивого развития - второй стержневой темы встречи.
Для России, около трети ВВП которой реализуется через внешнюю торговлю, весьма актуальна проблема вывода мировой экономики из рецессии и ускорения ее развития. Российская сторона предпринимает усилия по ускорению роста экономики самой России, на пространстве СНГ и на международном уровне - в т.ч. посредством ответственной, сбалансированной политики на мировых рынках энергоресурсов.
Существенный вклад Россия вносит в укрепление стабильности международной кредитно-финансовой системы путем своевременной и даже опережающей выплаты внешнего долга нашей страны странам-кретиторам и по линии МФО. За последние три года Россия выплатила кредиторам около 32 млрд. долл. (из них в 2001 г. - 10 млрд. долл.). Это серьезно укрепило ликвидность МВФ, средства которого особенно востребованы сейчас в "третьем мире". В 2003 г. России предстоит выплатить кредиторам рекордную сумму в 17,2 млрд. долл.
Непростым, вероятно, будет обсуждение на саммите вопросов международной торговли с учетом усиления протекционистских тенденций в политике некоторых стран "восьмерки". Российская сторона намерена добиваться укрепления на деле принципов либерализации торговли, а также более активной поддержки партнерами принятия России в ВТО на недискриминационных условиях.
Наша страна вносит существенный вклад в глобальную борьбу с бедностью и обеспечение устойчивого развития. Россия является одним из основных доноров программы списания задолженности беднейших стран, участвует в международных усилиях по преодолению отсталости в областях здравоохранения, образования, информационных технологий и др.
Особое значение придаем энергетическому обеспечению устойчивого развития, в т.ч. посредством разработки и внедрения инновационных ядерных технологий.
Подтверждается ли информация о том, что в Кананаскисе будет уделено серьезное внимание проблемам африканского континента?
- Это третья центральная тема саммита. В предметном ключе в Кананаскисе будут рассмотрены проблемы устойчивого развития Африки. На одобрение лидеров будет представлен План действий "восьмерки" по Африке - беспрецедентный документ в практике работы "Группы восьми". Это - развернутый, конкретный ответ "восьмерки" на африканскую инициативу "Новое партнерство для развития Африки" (НЕПАД). Документ разрабатывался в тесном контакте с ведущими странами НЕПАД.
В рамках Плана действий "восьмерка" сосредоточит усилия на приоритетных направлениях: внедрении "надлежащего управления", укреплении мира и безопасности, содействии развитию здравоохранения и образования, содействии экономическому росту и привлечению инвестиций.
Россия приняла активное участие в подготовке Плана действий. Особо отмечаем сделанный в документе акцент на урегулирование конфликтов и поддержание мира на континенте, укрепление демократических институтов, повышение эффективности работы правительств в борьбе с бедностью, развитие систем образования и здравоохранения. Мы считаем важным, чтобы работа "восьмерки" вписывалась в общий контекст усилий международного сообщества на африканском направлении под эгидой ООН.
Россия вносит существенный вклад в развитие Африки. Наша страна - один из основных доноров программы по сокращению задолженности беднейших стран, по большей части - африканских. Россия предоставляет наименее развитым странам широкие преференции в области торговли, не применяет в отношении их товаров количественные ограничения импорта, антидемпинговые или компенсационные меры. Мы оказываем немалую помощь африканским государствам в сфере подготовки национальных кадров. Содействуем в ликвидации последствий стихийных бедствий, борьбе с наиболее опасными заболеваниями.