Причиной национальной спазмы страха стал саммит восьми индустриальных стран, открывающийся завтра в сельском местечке Кананаскис, в часе езды от Калгари. Точнее, ожидаемые по этому поводу погромы, которые должны учинить антиглобалисты. В июле 2001 года 300-тысячная армия демонстрантов успешно превратила в руины часть Генуи, а Севилья могла убедиться на днях, что антиглобалисты по-прежнему живы и брыкаются.
Канадские силы безопасности истратили 100 млн. долларов на защиту 8 лидеров и их антуража с помощью 6 тысяч полицейских, эскадрилий истребителей F-16 и даже антитанковых систем. Танки-то откуда нагрянут?
В свою очередь медслужбы Калгари изготовились отразить атаку с применением спор сибирской язвы и прочих биологических агентов. Причем ни медики, ни полицейские не проводят особого различия между категориями различных угроз. Для них что террористы, что антиглобалисты - один чёрт.
Эта универсальность официального страха ведет к тому, что в сознании обывателя антиглобалист предстает этаким укутанным в шарф громилой с бейсбольной битой или даже с колбой бацилл антракса в руке. Всемирное движение противников глобализации низводится до уровня криминала.
У нас отшибают даже самое слабое подозрение, что антиглобалисты могут быть умнее, серьезнее и прозорливее, чем мы о них думаем.
Да, внутри движения существует так называемый "Черный блок" ультрарадикалов и анархистов. Именно эта молодежь крушит витрины банков и "Макдоналдсов", устраивает из автомашин погребальные костры мировому капитализму. Эти группы избрали уличное буйство как метод привлечения общественного внимания. Но такого рода экстремистов, полагают, не более 3-5 тысяч человек. Многомиллионное большинство противников глобализации тяготится соседством с одержимым меньшинством, усматривая в его дебоше дискредитацию светлой идеи.
Более того, истинные антиглобалисты отвергают сам термин "антиглобализм". Их довод: он насквозь пропитан отрицанием. Между тем они вовсе не склонны наотмашь отрицать "процесс формирования единого мирового финансово-информационного пространства", как принято научно определять глобализацию.
Процесс ведь объективный, ну, что тут поделаешь? Идёт и идёт. Разве не удобно, щелкнув клавишами компьютера, мгновенно перевести деньги в любую точку земного шара или отыскать в Интернете любую информацию?
Антиглобалист не нуждается в том, чтобы его просвещали насчет прогрессивного значения глобализации. Конечно, она в чём-то революционизирует нередко вялый процесс развития незападных стран. Конечно, стирание границ дает многим, правда, далеко не всем людям куда более широкие возможности для профессионального и культурного роста.
Но чем мир расплачивается за эти блага?
По негативным, по жутким, с их точки зрения, последствиям глобализации - вот по чему бьют в колокол десятки международных молодежных и не очень молодежных организаций, чьи представители наверняка заявят о себе завтра в полный голос в канадском Калгари.
Процессом глобализации заправляют во имя собственных прав и барышей транснациональные корпорации и опекающие их международные институты, считают эти критики. Жертвой становится качество жизни в бедных странах. Глобализаторы взламывают барьеры национальных экономик и культур, сокрушая по пути общественно-социальные программы, экологические нормы, а в конечном счете права трудящегося человек и просто человека.
Вместо своего национального правительства незападные, периферийные страны получают некоего планетарного управдома в лице МВФ и Мирового банка. Вместо национальной культуры - унифицированное варево преимущественно из американского котла.
В перспективе философам антиглобализма уже видится захват всех ресурсов Земли "первым миром", то есть, по сути, развитым Западом. И раскол человечества на две расы. Одна из них, победившая, и составит "золотой миллиард" новых господ. Или новых "белокурых бестий", если выражаться более знакомыми терминами. На их, победителей, процветание будет потеть многомиллиардное рабочее быдло, загнанное в мировое гетто и контролируемое по Оруэллу, если не наркотиками...
Стра-а-а-шно! Впору воскресить Ленина, чтобы кинул новый клич: "Антиглобалисты всех стран, соединяйтесь!" Хотя, как демонстрирует нескончаемая череда акций, приуроченных к разного рода саммитам, они, собственно, уже соединились. В том числе с помощью такого фирменного атрибута глобализации, как Интернет, позволяющего движению прекрасно координировать свою идеологию и протесты.
Тот же Ленин мог бы указать на одно любопытное обстоятельство. Процесс глобализации явно ускорился после краха СССР. Архитекторы нового мирового порядка торопятся подвести стройку под крышу, пока их некому приструнить.
Но времени для этого, похоже, остается всё меньше. Движение не уличных дебоширов - истинных антиглобалистов обретает опыт, зрелость и общественные симпатии. Несмотря на внешнюю разношерстность, оно всё более сплачивается вокруг ядра, которым стала созданная в 1998 году организация "АТТАК - Франция".
"АТТАК" - это аббревиатура французской фразы "За налог Тобина в помощь гражданам". Джеймс Тобин, американский экономист, лауреат Нобелевской премии, еще в 1972 году предложил обложить все финансовые операции в мире налогом в 0,1%, что принесло бы в год около 166 млрд долларов. Не говоря уже о сдерживании валютных спекуляций - они стали бы во многом невыгодными. В итоге Тобин хотел создать некий международный орган - альтернативу МВФ и Всемирному банку, который бы бросил эти средства на борьбу с неравенством и бедностью.
Так антиглобалисты нашли свою мечту.
Сегодня дочерняя организация "Демократический контроль (АТТАК - Россия)" действует и у нас. Её создали в августе 2000 года кое-какие свободные профсоюзы, часть женских организаций и группа прогрессивных ученых. Филиалы "АТТАК", существующие в тридцати государствах, дополняет парламентская сеть антиглобалистского движения, куда входят законодатели разных стран.
Антиглобализм - не дым от горящих автомобильных покрышек. Это образ мыслей нового поколения, подкрепленный все более жесткой организацией.
В причины и цели движения надо бы спешно вдуматься тем же лидерам "восьмерки", собирающимся сосредоточиться завтра в Канаде на глобальном экономическом росте, развитии Африки и борьбе против терроризма.
Кстати, о терроризме. Не форма ли это того же самого протеста против несправедливой, однополюсной глобализации? Хотя бы отчасти...