В связи со сменой председателя Европейского союза хотелось бы узнать, чем отмечено в практическом плане для развития сотрудничества Россия-ЕС первое полугодие текущего года, когда Евросоюз возглавляла Испания?
- За этот период диалог России и Евросоюза развивался, несмотря на ряд объективных и субъективных сложностей, по нарастающей в позитивном ключе. Хотелось бы выделить три важных момента, которые свидетельствуют о перспективности партнерства РФ-ЕС, о повышении роли союза в обеспечении национальных интересов России и корпоративных потребностей международного сообщества в целом. Я имею в виду экономическую и политическую безопасность.
Во время испанского председательства усилиями сторон укрепилась атмосфера доверия, сотрудничество стало более системным и, самое главное, было сориентировано на конкретные результаты. В чем это проявилось? Назовем несколько примеров. Возникли новые форматы взаимодействия с участием председателя правительства России Михаила Касьянова, министров внутренних дел и юстиции, министра обороны РФ. Активно шла работа в рамках разработки концепции общего европейского экономического пространства и энергодиалога. На постоянную основу были поставлены контакты в сфере безопасности и обороны - ежемесячно проходили встречи "тройки" Комитета ЕС по вопросам политики и безопасности с постпредом России при Евросоюзе. На них, и это тоже примечательно, обсуждались актуальные вопросы международных отношений, среди которых Балканы, Ближний Восток, Афганистан, разоружение. По этой проблематике у нас существуют близкие или совпадающие позиции.
Важнейшим итогом полугодия стало заявление Евросоюза о намерении признать экономику России рыночной и о содействии ее вступлению во Всемирную торговую организацию.
Очередной председатель Европейского союза - Дания. Каких результатов ожидает российская сторона от предстоящих 6 месяцев нового председательского мандата в ЕС?
- Есть все предпосылки к тому, что Дания в порядке преемственности будет способствовать укреплению и расширению отношений ЕС с Россией. Мы надеемся на активизацию сотрудничества с ЕС в рамках "Северного измерения" по вопросам экологии, борьбы с терроризмом, оргпреступностью, наркоторговлей, а также в сфере обеспечения прав русскоговорящего населения в прибалтийских государствах. Особое внимание, вне всякого сомнения, будет обращено на справедливое решение проблем Калининградской области в контексте расширения ЕС. Об этом самым прямолинейным образом говорилось на майском саммите /2002 год/ РФ-ЕС в Москве.
Кстати, о проблеме Калининграда. Ее вновь обсуждали главы государств и правительств стран ЕС на своем саммите в Севилье. Европейские чиновники в Брюсселе утверждают, что никакого конфликта по данному вопросу нет, идет обычный процесс согласования позиций. Какова Ваша точка зрения?
- На саммите Евросоюза в Севилье была принята позиция, которая говорит о том, что страны ЕС начали внимательно прислушиваться к аргументам, высказанным президентом России Владимиром Путиным. Для нас решение по Калининграду, включая проблему транзита, носит не технический, а политический характер. Оно должно быть таким, чтобы укрепилось взаимопонимание сторон, а слова о "партнерстве" стали более ответственными и предметными.
К сожалению, несколько месяцев назад, когда формировалась позиция ЕС, никаких консультаций с Россией не проводилось. Была обозначена жесткая позиция одной стороны - Евросоюза. Пришлось приложить немало дипломатических усилий, чтобы вернуться к началу обсуждения этой темы. В Севилье главы государств и правительств стран-членов ЕС дали поручение Европейской комиссии провести соответствующие переговоры с Россией с подключением к ним государств-кандидатов - Польши и Литвы. С нашей точки зрения, исходя из положений Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, встречных стратегий взаимодействия сторон, решение по Калининградской области должно строиться на основе международного права, носить комплексный характер, обеспечивать права и свободы человека, а также безопасность на границах России и расширяющегося Евросоюза.
Есть ли шансы у России не только на уровне политических деклараций, а практически участвовать в реализации европейской политики безопасности и обороны в качестве близкого партнера Евросоюза?
- Такая цель политически поставлена, она признается прагматичной и реальной со стороны наших европейских партнеров. Об этом говорят решения саммитов ЕС в Лаакене и Севилье. На последнем были приняты "модальности" участия России в операциях под эгидой Евросоюза. И хотя их надо еще обсуждать с российской стороной, сам факт представляет интерес. Мы предложили Евросоюзу более детальный план по сотрудничеству в урегулировании кризисных ситуаций, в военно-технической области, в использовании потенциала МЧС РФ, транспортной авиации. Эти предложения изучаются. ЕС принял решение об учреждении поста офицера связи от России при своем Военном комитете. Руководство этой структуры установило рабочие контакты с министром обороны РФ Сергеем Ивановым. Можно сказать, что сотрудничество сторон в области европейской политики безопасности и обороны сделало первые шаги, но работы еще предстоит немало.
В чем Вы видите основные трудности, из-за которых многие, казалось бы, важные и полезные для обеих сторон вопросы сотрудничества решаются очень медленно? Создается впечатление, что партнеры напрасно теряют много времени и соответственно - денег.
- Причины, которые сдерживают более активный и прагматичный диалог России и Евросоюза, различны. Это и высокая степень бюрократизации принятия решений в ЕС, коллизии, которые имеют место между отдельными странами, а также соответствующими структурами Союза. Обращают на себя внимание факты неоправданной политизации некоторых проблем в отношениях с Россией /такие примеры демонстрировал Европарламент/, инертность мышления. Но надо признать, что есть проблемы и с российской стороны. Сотрудничество с Евросоюзом требует большей координации деятельности наших министерств и ведомств, расширения подготовки специалистов по европейскому праву, развития "рыночного законодательства" и так далее. Назрела необходимость в совершенствовании международно-правовой базы сотрудничества России и Евросоюза. Эти и другие задачи предстоит решать. Чем раньше, тем лучше, так как Европейский союз и Российская Федерация призваны играть значительную роль в современном мироустройстве.