В собрании ГМИИ мало лиможских эмалей, самую крупную их коллекцию в России хранит Эрмитаж. Характерно, что фирма "Дюпон де Немур", в честь своего 200-летия впервые приносящая дар музею вообще, остановила свой выбор именно на Пушкинском.
Мастерство эмальеров Лиможа, бывшего в средние века центром мощного и независимого виконтства, славилось по всей Европе. Помнящий древних римлян и первых евангелистов, город бурно развивался при Меровингах и Каролингах. Непревзойденные лиможские эмали, за право обладания которыми ныне борются ведущие музеи, известны с XП века. Вначале они посвящались религиозным сюжетам, позже - батальным и мифологическим, украшали кубки, чаши, иные богослужебные и бытовые предметы, служили портретами. Их авторы расписывали медные пластинки непрозрачной цветной эмалью, причем каждый ее слой обжигался по отдельности.
В XV-XVП веках это искусство достигло апогея: современников поражали композиционная гармония и виртуозность рисунка, тонкость и изящество орнамента, присущие только эмальерной живописи блеск и сияние красок. Секреты изощренной и сложной техники хранили целые династии мастеров, например, семья Лимозен.
Авторство эмалей, передаваемых в ГМИИ, еще предстоит установить, но есть данные в пользу того, что их исполнили в единственном экземпляре крупнейшие живописцы Лиможа. Очевидно, батальная сцена и мифологическая композиция изображены для изящных ларцов по заказу одного и того же знатного коллекционера, хотя и в разных манерах.