Рейтинг@Mail.ru
Исполняется 150 лет со дня кончины Карла Брюллова - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Исполняется 150 лет со дня кончины Карла Брюллова

Читать ria.ru в
В воскресенье, 23 июня, скорбная дата в истории русского искусства: 150 лет назад близ Рима скончался Карл Брюллов /1799-1852/ - художник, создавший самую знаменитую картину России XIX века. Пожалуй, ни один из холстов великих русских мастеров позапрошлого столетия, будь то "Явление Христа народу" или "Бурлаки на Волге", "Боярыня Морозова" или "Девочка с персиками", не уступая в живописных достоинствах, по своей популярности и воздействию на современников не выдержит конкуренции с "Последним днем Помпеи". Полотно, прогремевшее и в Европе, и на родине автора, по степени известности сопоставимо лишь с символом XX века - "Черным квадратом" Казимира Малевича, именуемым "иконой авангарда". "И стал последний день Помпеи для русской кисти первый день", - восторженными стихами встречали Брюллова в Отечестве: он триумфатором вернулся из длительной заграничной поездки. Художника - ровесника и приятеля Пушкина - так порой и называли: "Пушкин в живописи". Данью всеобщего восхищения стало и...
МОСКВА, 23 июня. /Корр. РИА "Новости" Елена Титаренко/. В воскресенье, 23 июня, скорбная дата в истории русского искусства: 150 лет назад близ Рима скончался Карл Брюллов /1799-1852/ - художник, создавший самую знаменитую картину России XIX века. Пожалуй, ни один из холстов великих русских мастеров позапрошлого столетия, будь то "Явление Христа народу" или "Бурлаки на Волге", "Боярыня Морозова" или "Девочка с персиками", не уступая в живописных достоинствах, по своей популярности и воздействию на современников не выдержит конкуренции с "Последним днем Помпеи". Полотно, прогремевшее и в Европе, и на родине автора, по степени известности сопоставимо лишь с символом XX века - "Черным квадратом" Казимира Малевича, именуемым "иконой авангарда".

"И стал последний день Помпеи для русской кисти первый день", - восторженными стихами встречали Брюллова в Отечестве: он триумфатором вернулся из длительной заграничной поездки. Художника - ровесника и приятеля Пушкина - так порой и называли: "Пушкин в живописи". Данью всеобщего восхищения стало и более известное прозвище - "Карл Великий".

К 200-летию выдающегося мастера Третьяковская галерея и Русский музей реализовали грандиозный юбилейный проект "Брюллов-монументалист". Самая полная за полтора столетия ретроспектива в обеих столицах стала гвоздем сезона-2000. Именно Третьяковка и ГРМ хранят основной массив наследия Великого Карла - уроженца Петербурга. Но есть его работы и в Лондоне, и во Флоренции, где считанные русские мастера удостоились чести попасть в прославленную Галерею автопортретов при Уффицци, и в музее театра Ла Скала в Милане, равно как в частных коллекциях разных стран. Брюллов первым из русских художников, вслед за зодчим Василием Баженовым, еще при жизни получил международное признание. За ним закреплен негласный титул "главного русского романтика" в живописи. Имя Брюллова окружено легендами, как и подобает истинному романтическому герою. Однако за блеском успеха стоит драма крупного мастера, быть может, не воплотившего лучшие свои замыслы.

В самом деле, начертаны картоны к росписи Исаакиевского собора - но высочайшая комиссия отклонила работу, решив, что стоящие внизу прихожане ничего не увидят. Более века лежали под спудом эскизы для храма Христа Спасителя и Исаакия, "Распятие" из лютеранской церкви Петра и Павла, незавершенное полотно "Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием". Более "высокий" в ту эпоху исторический жанр отнимал силы у блистательного портретиста, мечтавшего "превзойти самого себя" и свой главный шедевр. Это не удалось, как не пришлось написать Пушкина: сеанс был уже назначен, но дуэль на Черной речке состоялась днем ранее.

Двух гениев связывала дружба, хотя попытки поставить вровень Брюллова и автора "Онегина" не выдерживают критики. Ведь если с Пушкиным связана революция слова, начало живой литературы, то Брюллов преобразователем живописи не стал. Скорее, он пленник собственных удач, не сумевший найти нового языка. Талант остался в тисках привычной академической живописи, пусть и оживленной мотивами из итальянской или греческой жизни.

Галерея брюлловских образов современников, среди которых есть бесспорные шедевры /"Всадница", портреты скульптора Витали и археолога Ланчи, литераторов Кукольника, Крылова и Струговщикова, предсмертный автопортрет/, в целом ведет не столько к реализму, сколько к "лакировке" действительности, к удобному мифотворчеству, к театрализации, а далее - к индустрии развлечений в духе Голливуда. Правда, в своих рисунках мастер честнее, здесь он по-репортерски точен и все так же виртузно изящен.

И все-таки жизнь как праздник, как прекрасный, но чуть печальный сон, как миф и мечта - в самом сердце художника, чье детство было омрачено подневольным, почти каторжным учением, а зрелые годы прошли под знаком стремления написать "быстрее и лучше "Помпеи", триумф которой так никогда и не повторился...

Человек прогрессивных взглядов, Брюллов делал немало добра. Так, он отдал портрет Жуковского для розыгрыша в лотерею, чтобы выкупить из крепостной зависимости Тараса Шевченко, любимого ученика. Своим учителем Брюллова считала целая плеяда русских художников, но настоящей школы он не оставил, хотя и по сей день не утратил подражателей.

Никто из русских художников не пожинал при жизни такие лавры: современники уподобляли Брюллова "великолепному солнцу". Но не прошло и десятка лет после его смерти, как общество к нему охладело, а критик Владимир Стасов превратил маэстро в мишень для нападок. В романе "Дым" Тургенев презрительно назвал гениального художника "пухлым ничтожеством", всерьез полагая, что для нормального развития русского искусства "Брюллов должен быть убит".

История все расставляет на места, пусть и запоздало. Великий Карл занял достойное место в пантеоне российской живописи, и не только в нем. Могила художника на римском кладбище Тестаччо заботливо ухожена. Бережно сохраняется в том же виде, как полтора века назад, комната в доме Титтони - итальянских друзей Брюллова, где он прожил последние годы и умер, став одним из первых "невозвращенцев".

Во время болезни, изгнавшей художника из Северной Пальмиры, где он "задыхался" в объятиях славы и "монаршего благоволения", написан "Автопортрет" /1848/ - вершина мастерства Брюллова. Здоровье его подорвал, как принято считать, непосильный труд над росписью Исаакия: по преданию, в огромном соборе маэстро воскликнул: "Мне тесно! Я расписал бы небо!"

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала