КС приступил к рассмотрению этого дела 2 апреля. В ходе заседаний суда проверялась конституционность отдельных положений федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции от 24 ноября 1995 года, а также закона от 12 февраля 2001 года, в соответствии с которым в оспариваемый закон были внесены изменения и дополнения. Предметом обсуждения КС также были положения закона "О минимальном размере оплаты труда" и закона "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ".
Поводом к рассмотрению дела в КС послужили запросы Верховного суда РФ, Октябрьского районного суда Краснодара, а также обращения региональной благотворительной общественной организации инвалидов и пенсионеров-чернобыльцев Минтопэнерго РФ, международной ассоциации "Чернобыль-атом", ряда других организаций, а также жалобы 58 граждан.
По мнению ряда заявителей, оспариваемые нормы законов снижают уровень социальных гарантий инвалидов-чернобыльцев. Так, в соответствии с новой редакцией закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", возмещение вреда, причиненного здоровью инвалидов-чернобыльцев, осуществляется выплатой ежемесячной денежной компенсации в твердых суммах, размер которых зависит только от группы инвалидности потерпевшего. Прежняя же редакция этих норм предусматривала выплату пострадавшим денежных сумм в размере их среднего заработка /или его части/ в зависимости от степени утраты трудоспособности. В новой редакции закона также ограничен максимальный размер денежных сумм, которые получают инвалиды-чернобыльцы и семьи чернобыльцев, потерявшие кормильца.
С 15 февраля 2001 года размер этих сумм не может превышать 10 тыс рублей. Граждане, обратившиеся с жалобами в КС, полагают, что законодатель, изменив в новой редакции закон "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" критерии и способ возмещения вреда, а также ограничив максимальный размер выплат, допустил возможность снижения уровня социальных гарантий для некоторых инвалидов-чернобыльцев.