С начала 60-х до середины 80-х годов ХХ века отношения между СССР и Китаем носили крайне напряженный характер. Изменение политического климата в мире в середине 80-х годов позволило в значительной мере улучшить отношения между КНР и СССР и снять сохранявшееся напряжение на совместной границе. После образования на территории СССР независимых государств на бывшей советско-китайской границе образовалась принципиально новая ситуация. Оставшиеся в наследство проблемы 60-70-х годов, в первую очередь, демилитаризация и демаркация границ, пришлось решать не на двустороннем, а на многостороннем уровне.
С целью выработки единой позиции по всему спектру проблем регионального сотрудничества, а также укрепления мер доверия в военной области 26 апреля 1996 года в Шанхае состоялась встреча руководителей пяти государств: России, Китая, Казахстана, Киргизии и Таджикистана, то есть глав Китая и бывших советских республик, имеющих с ним общую границу. Журналисты тут же окрестили саммит "Шанхайской пятеркой". Встреча завершилась подписанием "Соглашения о мерах доверия в военной области в районе совместной границы".
В процессе работы форума стало ясно, что найден чрезвычайно эффективный механизм сотрудничества не только в сфере обеспечения региональной безопасности, но и в других областях, представляющих взаимный интерес. В ходе работы второй встречи "Шанхайской пятерки", прошедшей в апреле 1997 года в Москве, было подписано "Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил и вооружений на совместной границе", окончательно урегулировавшее вопросы демилитаризации совместной границы.
Третий саммит "пятерки", состоявшийся 3 июля 1998 года в Алма-Ате, не только придал встречам регулярный характер, но в значительной мере изменил их характер. Впервые в его работе в качестве наблюдателя принял участие представитель государства, не имеющего общей границы с Китаем - президент Узбекистана Ислам Каримов. Обсуждались не только вопросы региональной, но и стратегической безопасности, в частности, намерение США выйти из Договора по ПРО, а также проблемы расширения экономического сотрудничества, в первую очередь, в энергетической сфере.
Бишкекский /август 1999 года/ и Душанбинский /июль 2000 года/ саммиты еще отчетливей выявили трансформацию форума в консультативный орган по всем проблемам регионального сотрудничества, причем все более приоритетными становились вопросы экономического сотрудничества.
Так, наряду с традиционным обсуждением вопросов борьбы с терроризмом и региональной безопасности, значительное внимание было уделено развитию экономических связей в регионе как основе региональной стабильности, в частности, воссозданию Великого шелкового пути.
В результате этих встреч на повестку дня встал вопрос о превращении форума из неформального консультативного органа пяти президентов в некую международную организацию, имеющую четкий юридический статус.
Первые шаги в этом направлении были сделаны на состоявшемся 15 июня 2001 года в Шанхае юбилейном саммите пятерки. Именно тогда Узбекистан стал полноправным членом форума, после чего было официально объявлено о намерении создать Шанхайскую организацию сотрудничества /ШОС/. Принципы будущей организации в области безопасности зафиксированы в принятой здесь же "Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом".
На состоявшейся 7 июня 2002 года встрече лидеров ШОС в Санкт-Петербурге произошло окончательное юридическое оформление организации, приняты уставные документы, в том числе Хартия ШОС и Соглашение о создании Региональной антитеррористической структуры /РАТС/. Принятые решения позволят более эффективно развивать сотрудничество по всем направлениям не только среди государств-членов ШОС, но и с другими странами.
/По материалам Редакции информационно-справочного обеспечения РИА "Новости", 15 июня/.