Его место в истории литературы - основатель русского символизма. Это было "головокружительно ново" для поэзии. Энциклопедист по уровню знаний, Бальмонт всего сам достиг самообразованием. Он был очень неординарен в жизни. Импульсивность натуры приносила много хлопот. Из гимназии Бальмонт был исключен за участие в революционных кружках. Из Московского университета - за участие в студенческих беспорядках. Многие писали о чрезвычайной влюбчивости поэта. Ему были ведомы и мимолетные безобидные увлечения, и сердечная дружба с дамами самого разного возраста, и прочные многолетние привязанности. Роман за романом, бурно и открыто... Другой его страстью были путешествия. Он объехал вокруг света, мог произносить тосты на 14-ти языках и на все переводил стихи.
В 1920-м году Бальмонт уехал из России навсегда. За более чем двадцатилетний период жизни в эмиграции он создал не только несколько пронизанных ностальгическими переживаниями сборников /"Марево", "Мое - ей", "В раздвинутой дали", "Светослужение"/, но и автобиографический роман "Под новым серпом", сборник рассказов "Воздушный путь", ряд очерков, вошедших в книгу "Где мой дом?". Он печатался в зарубежных изданиях до тех пор, пока не потекли серые дни в приюте "Русский дом" в Нуази-ле-Гран.
Певец красоты и света, влюбленный в мимолетность, по словам одного из писателей, "ничего в мире не заметил, кроме своей души".