Рейтинг@Mail.ru
Проект бюджета: расходы скромные, но посильные - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Проект бюджета: расходы скромные, но посильные

Читать ria.ru в
МОСКВА, 14 июня. /Политический обозреватель РИА "Новости" Юрий Филиппов/. Российское правительство в четверг приняло за основу ключевые характеристики проекта федерального бюджета на будущий год. Обсуждение продолжалось более пяти часов, но бюджетная дискуссия в правительстве на этом не заканчивается. Ведь впереди уточнение статей расходов, что всегда вызывает бурную полемику.

Тем не менее, Минфин может праздновать первую победу. Основные макроэкономические показатели бюджета скорее всего останутся в запланированных им рамках. Доходы бюджета, по проекту главного финансового ведомства, составят 2 трлн 370 млрд 262,7 млн рублей, что должно соответствовать 18,45 проц ВВП. Расходы окажутся меньше приблизительно на 99 млрд рублей, это соответствует 17,67 проц ВВП.

Таким образом, российский бюджет снова будет профицитным. Правда, размер первичного профицита сравнительно скромный - не более одного процента от ВВП. Очевидно, что обслужить российский внешний долг только с его помощью в будущем году не удастся. Отсюда, в частности, жесткая позиция руководства правительства и Минфина по верхней планке непроцентных расходов, то есть тех федеральных расходов, которые пойдут не на обслуживание государственного долга. Их верхняя граница, предложенная Минфином, находится на уровне 12,8 проц от ВВП, составляя 1 трлн 644 млрд 299,9 млн рублей.

Не исключено, что в ходе дальнейших согласований эти цифры несколько изменятся - ведь пока они приняты только за основу. Однако общая тенденция ясна: правительство - и в будущем, и в последующих годах - намерено жестко увязывать увеличение непроцентных расходов с темпами роста экономики. Иными словами, жить по средствам, не наращивать налоговую нагрузку на предприятия и не пытаться перераспределять через бюджет слишком большие объемы валового внутреннего продукта. Все это, как считают в правительстве, позволит иметь сбалансированный государственный бюджет и избегать финансовых кризисов.

Вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин утверждает, что уровень расходов, заложенный в проекте бюджета, максимален. Это означает, что одобренные правительством макроэкономические параметры Минфин считает оптимальными и не намерен пересматривать их под давлением отраслевых лоббистов, которые, вероятно, не оставят попыток воздействовать на финансовое ведомство.

Важно отметить, что бюджетные проектировки базируются на прогнозе социально-экономического развития, который предусматривает довольно скромное для России увеличение темпов экономического роста в будущем году - около 4 проц. В политическом и экономическом сообществе высказываются и более оптимистичные оценки: называют цифры в пять и более процентов. Но правительство предпочло умеренно-консервативный прогноз.

И это не случайно. Опыт прошлых лет показывает, что наиболее реалистичными и выполнимыми оказывались бюджеты, базировавшиеся именно на консервативном прогнозе социально-экономического развития. Старожилы Белого дома помнят, как в 1997 году неоправданный оптимизм и раздувание расходной части обернулись бюджетным секвестром. Повторять эту практику в год пиковых выплат по внешнему долгу правительство категорически не желает, ведь в противном случае под удар ставится с трудом давшаяся макроэкономическая стабилизация.

Кроме того, консервативный прогноз имеет для правительства то преимущество, что бюджет, подготовленный на его основе, проще исполнить. Дополнительный экономический рост и повышение собираемости налогов /чего никто в принципе не исключает/, остаются как бы в резерве. Что вполне оправданно: ведь нести ответственность правительству предстоит не за цифры прогноза, а за исполнение закона о федеральном бюджете. Если реальный экономический рост и доходы государства окажутся большими, чем предполагалось, правительство сможет объяснить это, наряду с другими причинами, своей продуманной работой. Но если внешнеэкономическая конъюнктура, связанная с ценами на российское сырье /и мало зависящая от действий кабинета министров/, окажется неблагоприятной, то и расплачиваться за это министерскими постами при консервативном прогнозе, вероятно, никому не придется.

Главным же для кабинета министров в новом финансовом году останется достижение нового качества экономического роста - за счет структурных, институциональных изменений. Отсюда и цели, о которых снова напомнил председатель правительства Михаил Касьянов, предваряя бюджетную дискуссию: добиваться повышения производительности труда, снижать энергоемкость производства, развивать конкуренцию. Правда, одними силами Минфина и строгим проведением намеченной бюджетной политики здесь мало чего добьешься. Сбалансированность финансов и макроэкономическая стабилизация, которую правительство во что бы то ни стало намерено удержать как в будущем, так и в последующих годах - только предпосылки для интенсификации экономического развития. Но такие, без которых разрушится все здание.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала