По его словам, в ходе недавней сессии МКК при голосовании по квоте для России на добычу китов 11 стран проголосовали против, поддержав позицию Японии.
В то же время, сама Япония, по словам Ильяшенко, также претендует на прибрежный промысел китов, мотивируя это тем, что жители 5 японских поселков ведут его уже около 2 тыс лет, хотя официально в этой стране нет малых народов.
Тем не менее, отметил представитель РФ в МКК, этот промысел - скорее коммерческий, поскольку не все продукты этого китобойного промысла в Японии шли на нужды поселков, часть из продается в магазинах по всей стране.
При этом на коммерческий промысел еще в 1985 году в мире был введен мораторий, но ученые не подтвердили, что этот шаг связан с необходимостью сохранения популяции китов.
По словам Валентина Ильяшенко, в этом году истекает срок действия предыдущей квоты, которая была выделена России на 5 лет и составляла 600 серых китов и 5 гренландских. Однако, на сегодня остались не использованными возможности вылова 132 серых и 5 гренландских китов. Очередная ежегодная сессия МКК состоится в мае-июне следующего года, и в ходе нее, по мнению Ильяшенко, вопрос выделения квот должен решиться положительно.
В настоящее время в России из 18 тыс коренных жителей Крайнего Севера 10 тыс потребляют китовое мясо. На Чукотке недостатки в мясе кита ничем не покрываются, так как поголовье оленей в последние годы снизилось с 500 тыс до 100 тыс. По мнению специалистов, квота для России в объеме 620 китов на 5 лет оптимальна и с точки зрения обеспечения потребностей малых народов и с точки зрения сохранения популяции этих животных, сказал Ильяшенко.