Отсюда, кстати, и многие проблемы конкурса.
Как раз радушие привело к скандальному провалу предыдущего XI конкурса, на который съехалось огромное число просто желающих поучаствовать. Их называют "туристами музыки". И как реакция на посредственность, - выход жюри в полном составе из конкурса и плачевный итог: ни одной первой премии ни у скрипачей, ни у пианистов, ни у вокалистов, а виолончелисты вообще не получили ни одной награды. Скандал!
История конкурса торжественно началась в 1958 году и символизировала выход закрытой страны на арену международной культуры. Конкурс сразу получил статус главного культурного мероприятия партии. Его оргкомитет возглавил великий композитор Дмитрий Шостакович, авторитет которого был безупречен во всем мире. А первым кумиром конкурса и московской публики стал американский пианист Ван Клиберн.
Пожалуй, тут зародилось то повальное обожание иностранцев, о котором нынешний председатель жюри пианистов Владимир Крайнев говорит с горькой иронией, как о мании холопов.
Вложенные в конкурс деньги и усилия на государственном уровне сразу вывели московский конкурс в ряд первых музыкальных состязаний планеты. Среди его победителей - великие имена и блистательные звезды: пианисты Владимир Ашкенази, Джон Огдон и Михаил Плетнев, скрипачи Виктор Третьяков, Гидон Кремер, и Сергей Стадлер, вокалисты Елена Образцова, Тамара Синявская и Евгений Нестеренко. Сегодня он - председатель жюри вокала.
Конкурс проводится один раз в четыре года.
Его благородное кредо - открытие молодых талантов, ставка на имена, которых еще не знают.
Сначала соревновались только две категории музыкантов пианисты и скрипачи, затем к ним добавили виолончелистов и сольное пение.
В этом году организаторы постарались учесть "гримасы" предыдущего конкурса. Во-первых, отменили явочную систему и предварительно прослушали и просмотрели видеокассеты всех желающих приехать в Москву. Так отсекли "туристов".
Во-вторых, учли постоянную критику членов жюри московского конкурса в том, что "русские тащат своих". В жюри вошло много иностранцев, а прежнюю 100-бальную систему, где таится возможность для манипуляций с цифрами, отменили.
Теперь в два тура судьи голосуют по схеме трех ответов: да, нет, возможно, а на третьем туре у жюри будет лишь узкий диапазон оценок в промежутке между 21 и 25 баллами.
Наконец, председатель жюри скрипачей Владимир Спиваков предложил отстранить членов жюри, ученики которых играют на конкурсе, от голосования на последнем завершающем туре. Итак, будем надеяться, что эти меры принесут желанный эффект честности и справедливости. А имена лауреатов конкурса станут известны 23 июня.