Согласно оспариваемым нормам, кандидат, прошедший во второй тур выборов, имеет право снять свою кандидатуру в любое время, но не позднее, чем за 3 дня до голосования. Если кандидат отказался от участия в выборах, то его место передается другому кандидату, который в первом туре голосования набрал наибольшее после двух лидеров число голосов.
Поводом к рассмотрению этого дела послужил запрос Тульского областного суда, в который 20 апреля прошлого года обратился гражданин Виктор Соколовский с жалобой на решение избирательной комиссии Тульской области. Соколовский был одним из кандидатов на пост губернатора области. Выборы состоялись 8 апреля 2001 года, но учитывая, что по результатам голосования ни один из кандидатов не набрал 50 проц голосов /плюс один голос/ избирателей, на 22 апреля прошлого года было назначено повторное голосование по двум кандидатам, набравшим наибольшее число голосов - Андрею Самошину и Василию Стародубцеву.
18 апреля Самошин снял свою кандидатуру и избирательная комиссия приняла решение включить Соколовского вторым кандидатом в текст избирательного бюллетеня для повторного голосования, поскольку после Самошина и Стародубцева он набрал наибольшее число голосов избирателей. Соколовский также подал заявление о снятии своей кандидатуры. Однако избирательная комиссия удовлетворить его заявление отказалась со ссылкой на то, что установленный законом срок, когда любой из кандидатов был вправе снять свою кандидатуру, истек. Тогда Соколовский обратился в суд с жалобой на избирательную комиссию, которая, как он полагал, грубо нарушила его пассивное избирательное право, фактически принуждая его участвовать в повторном голосовании против его воли.
Тульский областной суд счел необходимым обратиться в КС России с просьбой проверить конституционность тех норм закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", которые подлежали применению в деле Соколовского, поскольку у суда возникла неопределенность в вопросе о том, не является ли запрет на снятие кандидатом своей кандидатуры за 3 дня до голосования неправомерным ограничением принципа добровольности при реализации гражданином своего пассивного избирательного права.