В минувшее воскресенье состоялись две важнейшие встречи президента России Владимира Путина с президентами Азербайджана и Украины - Гейдаром Алиевым и Леонидом Кучмой. Результаты обеих для нашей энергетической стратегии крайне важны: на юге России предстоит решить проблему своих прав на часть углеводородных недр Каспия, на западе - урегулировать вопрос о российском энерготранзите в Центральную и Западную Европу через территорию Украины.
Как следует из высказываний вице-премьера Виктора Христенко, курирующего в российском правительстве энергетику, обе встречи, прошедшие в воскресенье в Санкт-Петербурге, оказались результативными. Через некоторое время, после необходимой работы экспертов, можно ожидать подписания российско-азербайджанского соглашения по Каспию. Что же касается Украины, то и здесь произошла существенная подвижка: главы государств договорились о стратегическом сотрудничестве в газовой сфере.
По замыслу президентов, оно должно реализоваться в деятельности совместного консорциума по управлению и развитию газотранспортной системы Украины.
Фактически речь идет об увеличении пропускной способности существующих и строительстве на Украине новых газопроводов, перегоняющих российских газ в направлении Европейского Союза.
О масштабности планов говорит намерение президентов не ограничиваться участием в проекте национальных газовых лидеров ("Газпром" и "Нафтагаз Украина"), но пригласить к совместной деятельности европейские газовые компании.
Точный объем предполагаемого российского газового транзита через Украину пока неизвестен, однако этот вопрос, судя по всему, прояснится уже через пару недель - на конец июня запланировано подписание соответствующего российско-украинского соглашения сроком на десять лет. Кстати, на прошлой неделе было подписано российско-казахстанское соглашение по совместной добыче и переработке газа, которое тоже укладывается в логику российской внешнеторговой газовой экспансии.
Правда, с Украиной случай особый. Если успех переговоров России на каспийском направлении - с Казахстаном и даже с Азербайджаном - в главном и основном зависит от личной позиции и стратегического взгляда руководителей этих государств, то при общении с Украиной в дело вмешиваются внутриукраинская политика, интересы местных элит, разноголосое общественное мнение и другие факторы, объективно ослабляющие силу намерений украинского президента.
Вступление в силу российско-украинского соглашения по газу, согласно законодательству Украины, потребует одобрения Верховной Рады. Очевидно, что в ней найдутся силы, которым не понравится усиление позиций "Газпрома", а через него - и России - на Украине. Хотя в документе, подписанном президентами Путиным и Кучмой, и сказано о паритетном участии обеих сторон в новом газотранспортном консорциуме, это, вероятно, не произведет впечатления на ревнителей "самостийной Украины".
Но станет ли это существенным препятствием для реализации проекта? Скорее всего, нет. В последнее время антироссийский вектор в украинской политике, акцентирующей внимание на трансатлантической интеграции и параллельном "огораживании" от восточного российского соседа, все больше обнаруживает свою легковесность. Главная причина, очевидно, в том, что после серьезного сближения России и Запада - в лице ЕС и США - антироссийская карта определенных политических кругов на Украине западным политикам, по большому счету, уже не нужна. Отсюда, в частности, и крайне прохладная, даже недоумевающая реакция Брюсселя на недавнее заявление Совета безопасности Украины о намерении страны стать членом НАТО у границ России.
Впрочем, Москва также склонна довольно снисходительно относиться к такого рода заявлениям. Вполне понятно, что они делаются прежде всего с учетом состояния общественного мнения и внутриполитической конъюнктуры. Серьезного стратегического расчета за ними просто не может быть. Ведь Россия была и остается важнейшим поставщиком энергии в Западную Европу. С учетом предстоящего расширения Европейского Союза ее роль здесь будет только возрастать. Если же взять только газовый сектор, то "Газпром" уже давно является главным газовиком Европы. В этих условиях антироссийское упрямство части украинских элит, перед которыми объективно стоят гораздо более важные внутренние экономические и социальные проблемы, будет воспринято европейскими партнерами крайне негативно. О какой же трансатлантической интеграции вести речь в таком случае?
Зато пророссийский фланг украинской политики в результате осуществления новых газотранспортных соглашений может быть усилен. Очевидно, что это пойдет на пользу только России и Украине, но и другим странам СНГ, которые сейчас активно координируют свои действия в энергетической сфере с политикой России - ведь именно она становится среди них безусловным лидером в экономическом взаимодействии с Западом. С тем самым Западом, об интеграции с которым так мечтают наши соседи по бывшему СССР.