> И все-таки главный вклад этого мастера в развитие отечественной живописи - ее "решительный перелом", поворот от робкого, раннего критического реализма к отображению подлинной реальности, обличению "темных сторон жизни", убежден крупнейший знаток русского искусства 19-20 веков, действительный член РАН Дмитрий Сарабьянов. Именно неравнодушие в показе социальных контрастов, лицемерия и нищеты, чудовищного неравенства и безысходности определяет острое и пронзительное звучание самых прославленных картин Перова: "Крестный ход на пасхе", "Тройка", "Утопленница", "Последний кабак у заставы".
Перов - выдуманная фамилия: добрачный сын барона фон Криденера, прокурора Тобольска, закрепил за собой прозвище, полученное от учителя за каллиграфический почерк.
Учение в Арзамасской школе живописи, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, пенсионерская поездка в Париж сформировали крепкого профессионала с выраженной гражданственной позицией. Закономерно, что Перов стал членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок, где объединились наиболее значимые художники-реалисты.
Поездка в Европу побудила мастера сменить пафос обличения на сопереживание, сочувствие, порой - юмор: таковы бытописательские холсты "Птицелов", "Охотники на привале", "Рыболов".
Среди вершин русской живописи - "Проводы покойника", где важную роль начал играть пейзаж, выражающий "поэзию печали", и наполненный "российской тоской", несущий образ мрачного, гнетущего, отчужденного от человека города, истинный перовский шедевр - "Последний кабак у заставы".
Почти все наследие мастера хранится в Третьяковской галерее, а среди "стаи гнезда Перова", как называли себя его питомцы в Московском училище, были Рябушкин, Архипов, Касаткин - знаменитые в дальнейшем живописцы.