- Собирайте чемоданчик, мэм. Придется посидеть в тюрьме...
У Патрисии ноги сложились, как у кузнечика. Она рухнула на крыльцо коттеджа. Ей хотелось закричать, что это дурацкая ошибка, что она не крала - не убивала, всю жизнь жила по христовым заповедям, но непослушный язык только и одолел:
- За что?!
И тут она услышала невероятное. Местный муниципальный суд приговорил ее, гражданку Патрисию Эмос, к двум месяцам тюремного заключения за... злостные прогулы школьных уроков ее дочерьми.
А вот жуткие факты, которые суд счел достойными такого наказания. С сентября 2001 года, то есть с начала нынешнего академического года, по февраль 2002 года старшая дочь Эмма, 15 лет, посетила лишь 55 из 190 учебных дней. Таким образом, ее школьная посещаемость упала до рекордных 29 проц.
Младшенькая 13-летняя Джеки, та посовестливее, но все равно гуляка на редкость: 64 из тех же 190 дней, 34 проц.
Раз дочери бросают такой вызов средней школе, если не сказать всей системе британского образования, то вы, мамаша, как не обеспечившая должный уровень их дисциплины и воспитания, пожалуйте за решетку. На два месяца!
В то утро Британия долго не могла прийти в себя. Конечно, немало англичан были в курсе, что правительство давно ведет кампанию против "некомпетентных", как их здесь именуют, родителей. Закон, который разрешил наказывать безответственных пап и мам тюремным заключением до трех месяцев за школьные прогулы их чад, был принят еще два года назад. Но Патрисия Эмос стала первой жертвой этого закона.
Из-за дочек мамаша загремела на нары! Британия, наконец, осознала, что правительство не шутит, и ужаснулась.
Что тут началось! До этого каждые четыре прогульщика из пяти филонили с ведома родителей. "Мам, сегодня понедельник, у меня что-то в ухе звенит, я в школу не пойду, ладно, мам?" Теперь же папы-мамы крепко схватили детей за белы рученьки и поволокли в храмы первичной науки, приговаривая: "Ты что, хочешь, чтобы меня в тюрьму посадили?!".
Дэвид Харт, генеральный секретарь британской Национальной ассоциации школьных завучей, удовлетворенно потирает руки: "Мы обнаруживаем на занятиях учеников, которых не видели неделями, а то и месяцами".
Чтобы подкрепить эту благородную тягу к знаниям, 30 советов по образованию - есть в Британии такие государственные конторы на местах - устроили облавы на улицах, в торговых центрах, кафе и залах игральных автоматов, где обычно роятся прогульщики. В сеть попалось 627 учеников начальных школ и 1 тыс 483 - средних, причем опять-таки девять из десяти филонов были схвачены в компании с родителями.
Значит правительство было право в своих подозрениях: в этой добропорядочной, законопослушной Англии притаилось немало граждан, которые сознательно высвистывают фигу национальной системе образования. Позор им, позор! - как бы восклицает приговор Патрисии Эмос.
Патрисия, кстати, являет собой этакий учебно-показательный образчик безответственности. Пять детей от трех мужчин. Пристрастна к обезболивающему средству пентидин, периодически ложится лечиться от этой наркотической зависимости в больницу. Отсюда и дочки-рекордсменки по гулянке.
Неприязнь к прогульщикам дошла в Британии до самого верха. На эту тему не раз выступал премьер-министр Тони Блэр. Его особенно возмущает, что каждый божий день в английских школах отсутствует без всяких уважительных причин ни много, ни мало 5 тыс подростков.
А что они, спрашивается, в это время творят? Известно что. Мечутся, топоча кованными бутсами, по черепичным крышам миленьких английских коттеджей. Мочатся в почтовые ящики, благо те выставлены на каждом углу. Кидаются из темных подворотен на пенсионеров, если те имеют глупость высунуть нос на улицу после наступления темноты.
Сегодня они - прогульщики, завтра - преступники. Трудно поверить, но факт: на таких подростков в возрасте от 11 до 16 лет в Британии приходится четверть всех совершаемых в стране ограблений, треть всех угонов автомашин и почти половина уличных краж, драк и прочего хулиганства.
К тому же школьники-прогульщики - первая жертва охотников за дешевым, а порой и нелегальным детским трудом. Рестораны, отели, универсамы рады нанять за гроши какую-нибудь 15-летнюю девчонку, чтобы она батрачила с 8 утра до 2 ночи. Тут уж не до школы. Кстати, ресторан "Макдоналдс" городка Кэмберли был оштрафован на днях на 12 тыс 400 фунтов: школьники потели там по 16 часов в день.
Но это уже частности. Главное, конечно, преступность. А по большому счету, в утрате молодым поколением англичан тяги к образованию и культуре, в скольжении юной Британии в омут аморальности. Чтобы остановить это скольжение лейбористский кабинет Тони Блэра готов на все.
На днях министр образования Эстелл Моррис предложила вести в школах круглосуточное полицейское патрулирование. Для начала 100 полицейских офицеров появятся в 70 школах Лондона, Бирмингема, Ньюкасла, Манчестера и Ливерпуля, где особенно привольно прогульщикам и хулиганам. Авось те подожмут хвост, возьмутся за учебу.
Сам премьер-министр Тони Блэр настойчиво продвигает другую, более тонкую идею: лишать родителей, воспитавших детей-гуляк, социальных пособий. Пособий этих в Англии тьма, и наказание можно подобрать по тяжести преступления. Почему общество, собственно, должно платить тем, кто плодит изгоев этого общества?
Система денежного наказания родителей за грехи детей существовала в Англии еще в 19 веке и была увековечена в романах Чарльза Диккенса. Блэр, иронизируют англичане, хотел бы переплюнуть Диккенса.
Но не все на прогульщика кнут, бывает и пряник. Британская Национальная федерация рыбаков нашла спонсоров, которые оплатят программу обучения 3 тыс проблемных школьников... рыбной ловле.
Учить будут, естественно, во внеклассные часы. А, научившись, ловить когда?