Нынешняя выставка, как сообщил в интервью РИА "Новости" директор Государственного Русского музея Владимир Гусев, задумана давно и вновь познакомит столичных зрителей с шедеврами из коллекции ГРМ, насчитывающей около 400 тыс экспонатов.
В Москву привезли произведения выдающихся художников XVШ-XX веков, в числе которых - Дмитрий Левицкий и Василий Тропинин, Алексей Венецианов и Михаил Врубель, Илья Репин, Роберт Фальк, Борис Кустодиев и многие другие. При огромных различиях темперамента и манеры столь непохожих мастеров, их творения собраны вместе на основе единого замысла. Все холсты написаны мужчинами, и на всех - изображения их любимых женщин.
Портрет принадлежит к старейшим жанрам изобразительного искусства, а женский портрет всегда наделялся чертами глубоко индивидуальными и в то же время был обращен к вечности. Рисуя собственную жену, художник говорил о непреходящем: из века в век переходят "вечные темы" - материнство, заботы о доме, мудрость и женственность. Образ "праматери всего сущего" можно угадать в торжественном и строгом "Портрете жены" Казимира Малевича, где нет ничего случайного и суетного. Но все же большинство полотен окрашены лирическим отношением автора к своей модели.
Быть женой художника - работа не из легких, утверждают историки искусства. Отбросив в сторону психологические аспекты общения с личностью творческой, балансирующей между мучительными сомнениями и головокружительным успехом, вспомним о малом: женщине приходится служить музой и моделью, вдохновлять и терпеливо позировать. Ярким примером служит длинный ряд портретов Надежды Забелы-Врубель - то "Царевны-Лебедь", то феи в зарослях сирени, то усталой женщины на диване. В холстах Юрия Анненкова, Давида Штеренберга, Ильи Машкова, Александра Осмеркина в облике женщины предстает само время - декаденски-изломанное или революционно-аскетичное, суровое или проникнутое надеждой.