> Наглядным свидетельством представлений о "вечной жизни", обусловивших культ мертвых, послужат подлинные саркофаги, заключенные в них мумии, статуэтки, посмертные маски, магические папирусы, разнообразный погребальный инвентарь. Вера в загробную жизнь играла ключевую роль в мировоззрении древних египтян, но "царство вечности" - потусторонний мир - они воображали как подобие земного. Потому в гробницу помещали предметы, которые понадобятся ее обладателю в дальнейшей жизни: печати, амулеты и жертвенники, бытовые вещи.
Стены "вечного дома" расписывали фресками, украшали его рельефами, хранившими облик покойного и сообщавшими о событиях в его жизни. Чем богаче "приданое", тем счастливее будет умерший в загробной жизни, верили в Египте. Непременным условием на пути в бессмертие считали сохранение тела нетленным, отсюда - совершенство, какого достигло в Египте "тайное искусство бальзамировщиков".
Один из залов ГМИИ преобразован в "модель" гробницы: вокруг саркофага с мумией жреца будут располагаться предметы, без которых, с точки зрения современников, нельзя благополучно продолжить путь. Ушедших в бессмертие сопровождало множество атрибутов, включая статуи с портретными чертами: их считали двойником умершего, носителем его жизненной силы. Позже статуи и маски, закрывавшие лицо мертвого, сменили фаюмские портреты, найденные в 1870-х годах в некрополе Фаюмского оазиса.
Одним из первых художественное значение этих изображений оценил русский исследователь, знаменитый востоковед из Петербурга Владимир Голенищев /1856-1947/. Во время путешествий в Египет он собрал колоссальную коллекцию - свыше 8 тыс памятников древнеегипетской культуры. Ныне это уникальное по значению собрание хранит ГМИИ: египтолог с мировым именем в 1909 году был вынужден продать свою коллекцию. Приобретенная правительством и привезенная в Москву, она стала первой в экспозиции нового, открытого в 1912 году Музея изящных искусств. Она же заложила основу будущего собрания подлинников - ведь поначалу ГМИИ задумывался как музей слепков с классической скульптуры.
Кроме части голенищевской коллекции, как пояснили в музее, в состав выставки вошли предметы, поступившие в ГМИИ в 1924 году из музея-института классического Востока, а также из собраний архитектора и историка Алексея Прахова, из коллекций научных сотрудников Отдела Востока ГМИИ.