4 июня в Алма-Ате открывается первый саммит Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Игорь Сергеевич, поскольку термин СВМДА до последнего времени практически не фигурировал на страницах печати, не могли бы Вы сказать несколько слов об истории и сути процесса СВМДА.
- Идея Совещания была выдвинута Президентом Казахстана Нурсултаном
Назарбаевым еще в 1992 году на 47 сессии Генассамблеи ООН с целью запуска
общеазиатского процесса по выработке механизмов решения ключевых проблем
континента и обеспечения безопасности в Азии. Как видите, потребовалось десять
лет напряженной работы для того, чтобы этот замысел получил практическое
воплощение.
Россия с самого начала поддержала инициативу Назарбаева и вошла в
состав инициативной группы государств, в рамках которой велась подготовка
саммита.
На сегодняшний день участниками СВМДА являются 16 государств Азии и
Северной Африки - Азербайджан, Афганистан, Египет, Израиль, Индия, Иран,
Казахстан, Киргизия, Китай, Монголия, Пакистан, Палестина, Россия, Таджикистан,
Турция и Узбекистан. Общая площадь государств-участников - 390 млн кв км, что
составляет около 89 проц всей территории Азии, с населением свыше 2,8 млрд
человек - около половины всего населения земного шара. Такие страны, как США,
Япония, Республика Корея, Индонезия, Малайзия, Вьетнам, Австралия и Украина
имеют статус наблюдателя. Наблюдателями являются и ведущие международные
организации, включая ООН и ОБСЕ. Иными словами, процесс носит весьма
представительный характер, что позволяет говорить о его серьезных
перспективах.
В чем Вы видите специфику и значение Алма-атинского форума?
- Его значение прежде всего в том, что за одним столом соберутся руководители
и высокие представители государств, главным образом Азии, столь различных по
своим историческим и культурным традициям, политической и экономической
ориентации. Поэтому не будет преувеличением сказать, что саммит СВМДА - событие
неординарное как в международном плане, так и в региональном масштабе.
Особую
актуальность предстоящему форуму придает нынешний международный фон -
формирование глобальной антитеррористической коалиции и проводимая ею операция в
Афганистане. Кроме того, в Совещании представлены ведущие страны из других
районов острой нестабильности - ближневосточного и южноазиатского.
В связи со сказанным Вами напрашивается следующий вопрос: какие задачи ставит перед собой российская дипломатия в Алма-Ате?
- Наш подход абсолютно ясен: СВМДА может внести заметный вклад в оздоровление
ситуации в Азии, прежде всего - в дело противодействия террористической угрозе.
Конечная же цель, как мы ее видим - это формирование единого и неделимого
пространства безопасности на азиатском континенте. Задача огромная по своим
масштабам и сложности и требует самых энергичных общих усилий. Работать
предстоит по многим измерениям: от урегулирования локальных конфликтов и
недопущения распространения ОМУ до устранения этноконфессиональной розни,
пресечения незаконного оборота наркотиков и оружия. Актуальнейшая проблема -
искоренение первопричин т.н. вызовов нового поколения, которые кроются в
сохраняющейся бедности и отсталости, растущем разрыве между развитыми и
развивающимися странами. Одним словом, здесь - огромное поле для диалога и
сотрудничества.
У России в Азии очень обширные и многообразные интересы.
Происходящее в регионе напрямую затрагивает нашу страну, прежде всего, в том,
что касается обеспечения безопасности и стабильности наших восточных рубежей,
создания условий для развития районов Сибири и Дальнего Востока.
Повторю, что
в охватываемом СВМДА регионе находятся два крупнейших кризисных очага
современности - ближневосточный и афганский. Участниками Совещания являются
Индия и Пакистан, острое противостояние между которыми в настоящее время
вызывает глубокое беспокойство в мире.
Россией накоплен богатый опыт работы
по укреплению доверия и противодействию новым вызовам международной
безопасности. Напомню о Соглашениях по мерам доверия в военной области и по
сокращению вооруженных сил в районе бывшей советско-китайской границы,
подписанных нами совместно с Китаем, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. Это
первые такого рода соглашения в истории Азии. Немало полезного опыта в сфере
борьбы с терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом и транснациональной
оргпреступностью накоплено в рамках СНГ и Шанхайской организации сотрудничества.
Полезно упомянуть и нашу совместную с АСЕАН работу по подготовке Декларации о
руководящих принципах взаимоотношений в АТР "Тихоокеанское согласие" - своего
рода Кодекса поведения в регионе. Все это - наш конкретный весомый вклад в
укрепление общеазиатской безопасности.
Саммит СВМДА дает дополнительные
возможности наращивания многосторонних усилий с целью стабилизации обстановки в
Азии. И мы намерены активно использовать эти возможности.
Саммит СВМДА проводится встык со встречей глав государств-участников ШОС. Не имеется ли в виду в будущем как-то совместить два объединения?
- Здесь нужно четко видеть разницу между ШОС и СВМДА. ШОС создается как
полномасштабная региональная организация, четко структурированный механизм
практического многопрофильного взаимодействия шести государств-участников по
самым различным азимутам: от укрепления доверия и совместного противодействия
общим угрозам до торгово-экономического и культурного партнерства. Что же
касается СВМДА, то это форум для диалога и консультаций, который не имеется в
виду преобразовывать в международную организацию.
ШОС открыта для
конструктивного сотрудничества с другими странами и международными структурами,
поэтому дискуссии в рамках СВМДА способны стать полезным подспорьем для
налаживания работы этого нового межгосударственного
объединения.