Мария Клавдиевна родилась 1 июня 1867 года в Петербурге в дворянской семье. Окончила частную гимназию. В возрасте 16-ти лет была выдана замуж. Брак оказался неудачным. В 1881 году она уехала в Париж, где получила музыкальное образование, стала профессиональной певицей. Одновременно много занималась рисованием, писала картины, овладевала искусством живописи. Начинала заниматься коллекционированием произведений русской и европейской графики, предметов народного быта.
В 1892 году Мария Клавдиевна выходит замуж за князя Вячеслава Николаевича Тенишева - крупнейшего российского промышленника. Тенишев субсидировал строительство первого в России завода автомобилей, был одним из зачинателей электромеханического производства. Тенишев дал Марии Клавдиевне, помимо духовной опоры, княжеский титул, состояние и возможность реализовать себя в качестве просветительницы и меценатки. Ею было создано Училище ремесленных учеников /под Брянском/, открыто несколько начальных народных школ в Петербурге и Смоленске, совместно с Репиным организованы рисовальные школы, открыты курсы для подготовки учителей. Делом всей жизни Марии Клавдиевны стало имение Талашкино, которое превратилось на рубеже веков в духовный и культурный центр России, где содружеством выдающихся художников эпохи возрождалась и развивалась традиционная русская культура. Рерих назвал Талашкино "художественным гнездом", столь же знаменитым в свое время, как и подмосковное Абрамцево.
Неорусский стиль в искусстве - "родом" из Талашкино. В 1894 году Тенишевы покупают около Талашкино хутор Фленово, открывают там уникальную по тем временам сельскохозяйственную школу - с лучшими учителями, богатейшей библиотекой. Использование самых последних достижений аграрной науки во время практических занятий позволило школе готовить настоящих фермеров, которых требовала реформа Столыпина. Выпускники-фермеры могли заниматься самой разнообразной деятельностью - от промышленного коневодства до пчеловодства. Мария Клавдиевна искала новый путь "подготовки сельских специалистов, способных к созиданию". Потому при школе были организованы мастерские кустарных промыслов. Знаменитые художники - Репин, Рерих, Врубель, Коровин - предлагали свои рисунки для росписи балалаек, сундучков, мебели. А в Столешниковом переулке в Москве был открыт специальный магазин для продажи этих изделий.
В 1911 году Тенишева передала в дар Смоленску знаменитый, первый в России музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства "Русская старина". Музею императора Александра Третьего /ныне Государственный Русский музей/ подарила большую коллекцию акварелей русских художников. Сама же она была замечательным художником-эмальером. Ее работы выставлялись в Париже, получив единодушное одобрение мастеров-профессионалов /вещь небывалая для женщины, да к тому же иностранки/, в Италии - родине эмали, в Лондоне, Брюсселе, Праге. Как художник, собиратель и исследователь искусства Тенишева была избрана членом нескольких европейских академий, ее приглашали возглавить в Московском археологическом институте кафедру по истории эмальерного дела.
В 1900 году Николай Второй назначил Вячеслава Николевича Тенишева главным комиссаром русского отдела на Всемирной выставке в Париже. Этот раздел произвел фурор - во многом благодаря трудам Марии Клавдиевны. Они прожили вместе одиннадцать лет: в 1903 году Тенишева не стало.
Марии Клавдиевне Тенишевой суждено было скончаться в эмиграции, в Париже. Она умерла 1 апреля 1928 году, похоронена на кладбище Сэн-Клу.
/По материалам Редакции информационно-справочного обеспечения РИА "Новости", 1 июня/.