Можно сказать, что Кофи Аннан довольно частый и весьма желанный гость в России. Какое значение придается его очередному визиту в Москву?
- Визит Кофи Аннана в Россию 4-6 июня станет его первой поездкой в нашу страну после событий в США в сентябре 2001 года, открывших для ООН новые возможности по консолидации усилий мирового сообщества в целях поиска адекватных коллективных решений острых глобальных и региональных проблем и совместного противодействия вызовам XXI века.
В ходе визита Кофи Аннана планируется его встреча с президентом РФ Владимиром Путиным. Генсек ООН проведет встречи с руководством Федерального собрания России, будет принят министром иностранных дел России Игорем Ивановым.
В рамках регулярного конструктивного диалога российского руководства с Генсекретарем ООН будет продолжен обстоятельный разговор по широкому кругу актуальных международных проблем под углом зрения важности укрепления роли ООН как центрального многостороннего института в формирующемся многополярном мире.
Россия всемерно содействует повышению авторитета и практического потенциала ООН в поисках ответов на сопутствующие глобализации новые вызовы и угрозы. Именно в этом контексте оцениваем важность предстоящего визита Генсекретаря ООН, результативность которого, безусловно, пойдет на благо укрепления ООН.
Накануне визита Кофи Аннана было бы уместно поговорить о роли ООН в современных международных отношениях. Насколько адекватна ее реакция на старые и новые вызовы и угрозы?
- Визит Генсекретаря в целом проходит на благоприятном для ООН международном фоне. Растет осознание необходимости действенного использования и дальнейшего совершенствования уникальных возможностей ООН как основного механизма регулирования международных отношений и создания новой сбалансированной системы глобальной безопасности и сотрудничества.
Используя эти позитивные настроения, Россия во взаимодействии с широким кругом государств и Генсекретарем ООН активно работает в пользу формирования под эгидой ООН международной системы, основанной на принципах и нормах Устава ООН, международного права, многосторонних подходах в решении наиболее сложных проблем.
ООН оправданно выступает центром координации усилий по борьбе с терроризмом. Среди приоритетных задач международного сообщества - формирование глобальной системы противодействия терроризму при координирующей роли ООН и ее Совета Безопасности. Важное значение имеет обеспечение полного выполнения антитеррористических решений совета Безопасности ООН, в том числе по линии Контртеррористического комитета СБ, сопредседателем которого является Россия.
ООН - оптимальный формат для укрепления международно-правовой базы эффективного взаимодействия государств на данном направлении. Конкретный вклад России в решение этой задачи - рассматриваемый Генеральной Ассамблеей ООН российский проект конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма, а также осуществляемый в нашей стране процесс подготовки к ратификации Конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 года.
Во многом решающий вклад в укрепление стабильности в мире ООН вносит через содействие политическому урегулированию региональных конфликтов. Яркий пример - нынешняя востребованность ООН в урегулировании на Ближнем Востоке. В ситуации вокруг Ирака также не видим альтернативы всеобъемлющему решению этой проблемы в правовом поле ООН. Принципиально важно и то, что постконфликтное урегулирование в Афганистане осуществляется под общей эгидой ООН.
Благодаря посредническим усилиям ООН наметились позитивные тенденции в урегулировании ряда конфликтов в Африке. Совет Безопасности при активной роли России продолжит закреплять имеющийся здесь прогресс.
Известно, что ООН является главным центром координации миротворческих усилий мирового сообщества. По каким направлениям совершенствуется этот вид деятельности ООН?
- Действительно, существенный спрос на миротворчество под эгидой ООН есть особое проявление востребованности этой организации. При участии Кофи Аннана активно проводится модернизация миротворческого потенциала ООН, ее оснащение адекватными материальными и финансовыми ресурсами с целью повышения способности Организации к быстрому и эффективному развертыванию операций по поддержанию мира.
Россия в этих целях, в частности, выступает за скорейшее завершение формирования системы резервных соглашений ООН, к которой наша страна официально присоединилась, выделив соответствующий персонал и материально-технические средства.
В последнее время в связи с тем, что миротворческие ресурсы ООН имеют свои пределы, укореняется практика взаимодействия ООН и региональных организаций в урегулировании конфликтов, как это, в частности, имеет место на Балканах, в ряде "горячих точек" СНГ, в других районах мира. Там, где такое взаимодействие строится на прочном базисе Устава ООН, сочетание универсальных и региональных миротворческих механизмов приносит весомые позитивные результаты.
Уже давно и настойчиво ставится вопрос о реформе ООН. Что, по Вашему мнению, представляется наиболее важным в этом деле?
- Для того чтобы ООН была еще более эффективна, необходимо продолжать работу по ее рациональной реформе. Важно, что растет понимание того, что процесс расширения состава Совета Безопасности ООН должен идти без искусственной спешки, в тесной связи с повышением эффективности СБ и укреплением его авторитета.
Итоговое решение должно опираться на максимально широкое согласие, включая поддержку со стороны всех нынешних постоянных членов СБ. Неизменным должен оставаться статус нынешних постоянных членов Совета, включая сохранение у них права вето.
Выступаем за то, чтобы ООН играла ведущую роль в обеспечении устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития в мире. Считаем, что в этих целях необходимо в полной мере задействовать потенциал ООН и ее "сравнительные преимущества" для реагирования на вызовы глобализации, ставящие новые задачи и качественно изменяющие характер международного сотрудничества в экономической, социальной и природоохранной сферах.