В семье любили театр, много пели, играли на рояле. Учился Паустовский в Киеве в классической гимназии, где были хорошие учителя русской словесности, истории, психологии. Много читал, писал стихи. После развода родителей сам зарабатывал себе на жизнь и учебу, перебивался репетиторством. В 1912 г. закончил гимназию и поступил на естественное отделение физико-математического факультета Киевского университета. Проучившись 1-й курс, перешел на философское отделение историко-филологического факультета, через два года перевелся в Московский университет на юридический факультет.
Первый рассказ "На воде" Паустовский напечатал еще в последнем классе гимназии в 1912 г. /журнал "Огни"/. Чтобы "все знать, все почувствовать и все понять", обрести жизненный опыт, будущий писатель поступает вожатым на московский трамвай, затем санитаром на тыловой санитарный поезд. Паустовский работал на металлургическом Брянском заводе, на котельном заводе в Таганроге и даже в рыбачьей артели на Азовском море. В это же время начал писать свою первую повесть "Романтики", которая вышла в свет только в 1930-е гг. в Москве. После Февральской революции приехал в Москву, работал репортером в газетах, оказавшись свидетелем всех событий в Москве в дни Октябрьской революции.
После революции много ездил по стране, бывал в Киеве, служил в Красной Армии, жил в Одессе, где работал в газете "Моряк". Здесь попал в среду молодых писателей, среди которых были Валентин Катаев, Илья Ильф, Исаак Бабель, Эдуард Багрицкий и др. Вскоре Паустовским снова овладела "муза дальних странствий": он едет в Сухуми, Тбилиси, Ереван, затем вновь возвращается в Москву. Несколько лет работал редактором РОСТА и начинает печататься. Ранние произведения Паустовского /сборники рассказов и очерков "Морские наброски" /1925/, "Минетоза" /1927/, "Встречные корабли" /1928/, роман "Блистающие облака" /1929/ отличает острый динамичный сюжет. Их герои - мечтатели, тяготящиеся бытом, ненавидящие рутину, жаждущие романтических приключений. Известность писателю принесла повесть "Кара-Бугаз" /1932/, в которой документальный материал органически сплавлен с художественным вымыслом. После выхода в свет этой повести оставляет службу: писательство становится его единственной любимой работой.
К 30-м гг. относятся повести писателя, разнообразные по тематике и жанру: "Судьба Шарля Лонсевиля" /1933/, "Колхида" /1934/, "Чёрное море" /1936/, "Созвездие гончих псов" /1937/, "Северная повесть" /1938; одноименный фильм 1960/.
Паустовский открывает для себя заповедную землю - Мещеру, которой обязан многими своими рассказами. Он по-прежнему много ездит, и каждая поездка - это книга. За годы своей писательской жизни он объездил весь Советский Союз. В "Летних днях" /1937/, "Мещерской стороне" /1939/, "Жильцах старого дома" /1941/ обретает законченность художественная манера писателя, пристально всматривающегося в каждодневное человеческое существование, в мир природы и рассказывающего об увиденном с лирическим воодушевлением. Его излюбленным жанром становится небольшой рассказ, лирически окрашенный, в центре которого люди творческого склада, большой духовной силы, деятельно творящие добро и противостоящие злу.
Во время Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом на Южном фронте. После войны впервые был за границей: в Чехословакии, Италии, Турции, Греции, Швеции. Встреча с Парижем была для него особенно дорогой и близкой.
В 30-е гг. Паустовский написал серию книг о творчестве и о людях искусства: "Орест Кипренский", "Исаак Левитан" /1937/, "Тарас Шевченко" /1939/.
В 1955 г. Пустовский опубликовал повесть "Золотая роза" о "прекрасной сущности писательского труда". Много лет он работал над автобиографической "Повестью о жизни", в которой судьба автора показана на фоне процессов, происходивших в России в конце 20 - 30-х гг. ХХ вв., которая по праву может считаться итогом творческих и нравственных исканий писателя.
Последние 15 лет жизни Паустовский подолгу жил и работал в Тарусе. Много сил он отдал, помогая талантливым писателям. Так, в 1961 г. он составил и издал в калужском издательстве альманах "Тарусские страницы", ставший подлинным событием в истории русской литературы второй половины ХХ века. В альманахе были напечатаны ранее не издававшиеся стихи Марины Цветаевой, Николая Заболоцкого, произведения Юрия Казакова, Булата Окуджавы, Надежды Мандельштам, Давида Самойлова, Юрия Трифонова и др. Вышедший альманах был вскоре изъят из магазинов и библиотек, и разгромлен в прессе по указанию ЦК КПСС.
Константин Паустовский умер 14 июля 1968 года, согласно завещанию писатель похоронен на городском кладбище Тарусы. Место, где находится могила, - высокий холм, окруженный деревьями с просветом на реку Таруску, - было выбрано самим писателем.
/По материалам Редакции информационно-справочного обеспечения РИА "Новости", 31 мая/.