Такое решение кабинета министров, впрочем, не означает, что предложенная стратегия безнадежно плоха. Просто влияние топливно-энергетического комплекса на ведущие отрасли промышленности, социальную сферу, бюджет и финансы России настолько велико, что для выработки целостного взгляда на ТЭК и перспективы его развития надо учесть тысячи больших и малых деталей. Это требует времени и многократных обсуждений.
Есть и другая, возможно, более важная причина, по которой принятая всего полтора года назад, в ноябре 2000 года, энергетическая стратегия России подвергается сейчас сложной и существенной корректировке. Кардинальные прорывы во внешней политике, снятие серьезных политических противоречий с США и европейскими странами НАТО открывают перед Россией новые возможности сотрудничества с экономическими лидерами Запада. Очевидно, что, двигаясь по этому пути, российская экономика сможет облегчить решение столь важных для себя задач, как привлечение инвестиций, обновление основных фондов, развитие высокотехнологичных производств и, как результат всего этого, - выход на устойчиво высокие темпы роста.
Если в этом и не содержится исчерпывающий ответ на вопрос президента Владимира Путина об экономических амбициях правительства /а косвенно и об амбициях всей российской экономики/, то часть этого ответа здесь есть наверняка.
При этом вопрос "C чего начать?" отпадает сам собой. Если России нужны капиталовложения, высокие технологии и рациональная система управления, "которую на уровне предприятий легче внедрять через сотрудничество с западными партнерами", то индустриально развитому Западу требуется больше энергоносителей. Они необходимы в первую очередь для расширения Европейского Союза, которому в ближайшие годы предстоит потратить много сил для "окультуривания" и развития новых территорий на Востоке. При этом Европа должна быть заинтересована именно в российской энергии и энергоносителях - стратегический союз с Россией намного безопаснее, чем ориентация на нестабильный Ближний Восток.
Не случайно тема "энергетического диалога", включающего в себя и аспект энергетической безопасности, и указания на стратегический, долгосрочный характер отношений, все более выходит на первый план при общении российского лидера Владимира Путина с его западными /и не только европейскими/ коллегами. Ведь это наиболее вероятный базис нашего будущего партнерства, возможно - не только в ХХI веке.
Теперь, когда главные политические препятствия для сотрудничества на этом направлении устраняются, свое слово должна наконец-то сказать экономика. Вполне вероятно, что новая экономическая "перестройка", получающая в России новый импульс через семнадцать лет после того, как Михаил Горбачев ввел это слово в мировой политический лексикон, начнется с ТЭКа, который затем локомотивом потянет за собой другие отрасли. Ведь главная задача нашей энергетики - это все-таки не само по себе закрепление на мировых рынках, а обеспечение экономического роста и благосостояния населения внутри России.
Пока же наша экономика, бросая вызов теории Маркса, отстает от политических изменений - как внутри страны, так и в мире. Что касается топливно-энергетического комплекса, то пока он вовсю пользуется своим привилегированным положением наиболее крупной и успешной отрасли. Ведь сюда, особенно в сырьевую сферу, идет львиная часть зарубежных инвестиций, а своей валютной выручкой ТЭК оказывает щедрую услугу государству, не только поддерживая "внутренние" расходы госбюджета, но и позволяя своевременно обслуживать внешний долг. ТЭК помогает и обществу - ведь во многом благодаря внешнеэкономической деятельности сырьевых компаний российский рынок насыщается столь необходимым населению потребительским импортом.
Однако налаженная в 90-х годах примитивная схема обмена российского сырья на зарубежный ширпотреб и продовольствие уже не удовлетворяет ни президента, ни правительство, потому что в стратегическом плане она не может устроить ни российскую экономику, ни российское общество.
Ни российская энергетика, ни Россия в целом не должны прогадать, участвуя в том сближении стран, народов и экономических систем, которое в наши дни называют глобализацией. Отсюда - новый импульс к реформированию энергетики. Она должна стать конкурентной в России и конкурентоспособной на международных рынках. Реструктуризация естественных монополий, создание газового рынка, энергетических бирж, использование топливно-энергетических ресурсов с учетом особенностей регионов - все эти давние планы правительства получают сейчас дополнительные шансы воплотиться в жизнь.