На заседании Совета Россия-НАТО на уровне глав государств и правительств, состоявшемся на базе ВВС Италии в Пратика-ди-Мари приняты следующие документы: Декларация глав государств и правительств Российской Федерации и государств-членов НАТО (Римская декларация); Заявление Совета Россия-НАТО; Документ "Организация работы и правила процедуры Совета Россия-НАТО"; Программа работы Совета Россия-НАТО на 2002 год.
ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И НАТО: НОВОЕ КАЧЕСТВО
Декларация глав государств и правительств Российской Федерации и
государств-членов НАТО
28 мая 2002 года
Рим
В начале XXI века мы живем в новом, тесно взаимосвязанном мире, в котором беспрецедентные новые угрозы и вызовы требуют все больше совместных ответов. Исходя из этого, мы, Российская Федерация и государства-члены Организации Североатлантического договора, сегодня открываем новую страницу в наших отношениях с целью укрепить нашу способность работать вместе в областях, представляющих общий интерес, и совместно противостоять общим угрозам и рискам нашей безопасности. Как участники Основополагающего Акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности мы подтверждаем зафиксированные в нем цели, принципы и обязательства, в частности, нашу решимость строить совместно прочный и всеобъемлющий мир в евроатлантическом регионе на принципах демократии и безопасности, основанной на сотрудничестве, и принципе неделимости безопасности всех государств евроатлантического сообщества. Мы убеждены, что качественно новые отношения между Российской Федерацией и НАТО станут существенным вкладом в достижение этой цели. В этом контексте мы будем добросовестно соблюдать наши обязательства по международному праву, включая Устав ООН, положения и принципы, содержащиеся в хельсинкском Заключительном акте и Хартии европейской безопасности ОБСЕ.
Основываясь на Основополагающем Акте и принимая во внимание инициативу наших министров иностранных дел, как это отражено в их заявлении от 7 декабря 2001 года, по объединению усилий России и государств-членов НАТО для определения и реализации возможностей совместных действий в формате "двадцати", мы настоящим учреждаем Совет Россия-НАТО. В рамках Совета Россия-НАТО Россия и государства-члены НАТО будут работать как равные партнеры в областях, представляющих общий интерес. Совет Россия-НАТО будет являться механизмом для консультаций, выработки консенсуса, сотрудничества, совместных решений и совместных действий России и государств-членов НАТО по широкому спектру вопросов безопасности в евроатлантическом регионе.
Совет Россия-НАТО будет служить основной структурой и местом приложения усилий для поступательного развития отношений между Россией и НАТО. Он будет функционировать на основе принципа консенсуса. Он будет работать на базе постоянного политического диалога по вопросам безопасности между его членами для того, чтобы надлежащим образом выявлять возникающие проблемы на ранней стадии, определять оптимальные общие подходы и осуществлять совместные действия. Члены Совета Россия-НАТО, действуя в своем национальном качестве и так, чтобы учитывать соответствующие коллективные обязательства, будут принимать совместные решения и будут нести, индивидуально и совместно, равную ответственность за их выполнение. Каждый член Совета Россия-НАТО может поднимать в Совете вопросы, относящиеся к выполнению совместных решений.
Совет Россия-НАТО будет работать под председательством Генерального секретаря НАТО. Заседания на уровне министров иностранных дел и на уровне министров обороны будут проводиться дважды в год, а на уровне глав государств и правительств - по мере необходимости. Заседания Совета на уровне послов будут проводиться не реже одного раза в месяц, с возможностью проведения более частых заседаний, если это потребуется, включая чрезвычайные заседания, которые будут проводиться по запросу любого члена Совета Россия-НАТО или Генерального секретаря НАТО.
Для поддержки и подготовки заседаний Совета создается Подготовительный комитет на уровне Политического комитета НАТО с участием российских представителей на соответствующем уровне. Подготовительный комитет будет проводить свои заседания два раза в месяц или чаще, в случае необходимости. Совет Россия-НАТО может также создавать комитеты или рабочие группы по отдельным вопросам или областям сотрудничества на временной или постоянной основе по мере необходимости. Такие комитеты и рабочие группы будут пользоваться ресурсами существующих комитетов НАТО.
Под эгидой Совета будут проводиться встречи военных представителей и начальников генеральных штабов. Встречи начальников генеральных штабов будут проводиться не реже двух раз в год, а встречи на уровне военных представителей - не реже одного раза в месяц с возможностью проведения более частых заседаний, если это потребуется. В случае необходимости могут созываться встречи военных экспертов.
Совет Россия-НАТО, заменяющий Совместный Постоянный Совет Россия-НАТО, сосредоточит свое внимание на всех представляющих взаимный интерес областях, определенных в разделе III Основополагающего Акта, включая положение о том, что другие области могут быть добавлены по взаимному согласию. Выполнение программ работы на 2002 год, согласованных в декабре 2001 года для СПС и подотчетных ему органов, будет продолжено под эгидой и в соответствии с правилами Совета Россия-НАТО. Россия и государства-члены НАТО будут продолжать активизировать сотрудничество в областях, включающих борьбу против терроризма, кризисное регулирование, нераспространение, контроль над вооружениями и меры укрепления доверия, ПРО ТВД, поиск и спасание на море, сотрудничество между военными и чрезвычайное гражданское реагирование. Это сотрудничество может дополнять сотрудничество в рамках других форумов. В качестве первоначальных шагов в этом отношении мы сегодня договорились предпринимать следующие усилия по сотрудничеству:
- Борьба против терроризма: укреплять сотрудничество на основе многопланового подхода, включая совместные оценки угрозы терроризма для безопасности в евр о атлантическом регионе, сфокусированные на конкретных угрозах, например, вооруженным силам России и НАТО, гражданской авиации или объектам инфраструктуры, имеющим критически важное значение; в качестве первого шага провести совместную оценку террористической угрозы миротворческим силам России, НАТО и государств-партнеров на Балканах.
- Кризисное регулирование: укреплять сотрудничество, в т.ч. на основе регулярных обменов мнениями и информацией о миротворческих операциях, включая продолжение сотрудничества и консультаций по ситуации на Балканах; развития оперативной совместимости национальных миротворческих контингентов, в том числе на основе совместных или скоординированных инициатив по подготовке; дальнейшей разработки общей концепции совместных миротворческих операций Россия-НАТО.
- Нераспространение: расширять и укреплять сотрудничество в противодействии распространению оружия массового уничтожения и средств его доставки и содействовать укреплению существующих договоренностей в области нераспространения на основе структурированного обмена мнениями, ведущего , к выработке совместных оценок глобальных тенденций распространения ядерных, биологических и химических веществ, и обмена опытом с целью изучения возможностей для активизации практического сотрудничества по защите от ядерных, биологических и химических веществ.
- Контроль над вооружениями и меры укрепления доверия: напоминая о вкладе контроля над вооружениями и мер укрепления доверия и безопасности в стабильность в евроатлантическом регионе и подтверждая приверженность Договору об обычных вооруженных силах в Европе как краеугольному камню европейской безопасности, сотрудничать с целью ратификации всеми государствами-участниками Соглашения об адаптации ДОВСЕ и его вступления в силу, что открывает возможность присоединения к нему государств, не являющихся участниками ДОВСЕ; продолжить консультации по ДОВСЕ и Договору по открытому небу; продолжить консультации экспертов по ядерным вопросам России и НАТО.
- ПРО ТВД: углублять консультации по противоракетной обороне ТВД, в частности по концепциям, терминологии, системам и их способностям, проводить анализ и оценку возможных уровней совместимости соответствующих систем ПРО ТВД, а также изучить возможности интенсивного практического сотрудничества, включая совместную подготовку и проведение учений.
- Поиск и спасание на море: осуществлять мониторинг выполнения Рамочного документа Россия-НАТО по спасанию экипажей подводных лодок и продолжать продвигать сотрудничество, транспарентность и доверие между Россией и НАТО в области поиска и спасания на море.
- Сотрудничество между военными и в сфере военных реформ: углублять сотрудничество между военными и добиваться совместимости на основе совершенствования совместной подготовки и учений, проведения совместных показов и испытаний; изучить возможность создания интегрированного центра военной подготовки Россия-НАТО для миссий по противодействию вызовам XXI века; углублять сотрудничество в области военных реформ и их экономических аспектов, включая конверсию.
- Чрезвычайное гражданское планирование и реагирование: совершенствовать механизмы будущего сотрудничества Россия-НАТО в области чрезвычайного гражданского реагирования. Первоначальные шаги будут включать обмен информацией о недавних стихийных бедствиях и обмен информацией по мерам устранения последствий воздействия ОМУ.
- Новые угрозы и вызовы: в дополнение к вышеперечисленным областям изучить возможности противодействия новым вызовам и угрозам для безопасности в евроатлантическом регионе в рамках деятельности Комитета НАТО по вызовам современному обществу; инициировать сотрудничество в области гражданского и военного контроля за воздушным пространством и расширять научное сотрудничество.
Члены Совета Россия-НАТО будут работать также над определением дальнейших областей сотрудничества.
Заявление Совета Россия-НАТО
28 мая 2002 года
Рим
Сегодня мы дали старт новой эре в сотрудничестве Россия - НАТО.
Мы, главы государств и правительств Российской Федерации и государств-членов Организации Североатлантического договора, подписали сегодня Декларацию "Отношения Россия-НАТО: новое качество", учреждающую новый орган - Совет Россия-НАТО, который мы обязуемся превратить в эффективный форум для выработки консенсуса, проведения консультаций, принятия совместных решений и осуществления совместных действий.
Мы выходим на этот новый уровень сотрудничества с большим чувством ответственности и столь же твердым намерением построить более безопасное и благоприятное будущее для всех наших государств.
В Совете Россия-НАТО Россия и государства-члены НАТО будут работать как равные партнеры в областях, представляющих общий интерес. Основываясь на Основополагающем Акте и содержащемся в нем широком наборе направлений сотрудничества, Совет Россия-НАТО активизирует усилия в борьбе против терроризма, кризисном регулировании, нераспространении оружия массового уничтожения, контроле над вооружениями и мерах укрепления доверия, ПРО ТВД, поиске и спасании на море, сотрудничестве между военными и военной реформе, чрезвычайном гражданском планировании и реагировании, а также в других областях. Мы едины в решимости преодолеть угрозы и вызовы нашего времени.
Мы согласовали внушительную программу работы, которая будет направлять наше сотрудничество в ближайшие месяцы. Мы будем осуществлять конкретные проекты в областях, имеющих важное значение для евроатлантической безопасности. Мы полны решимости добиться конкретных результатов, которые принесут пользу миру и безопасности всех наших народов и будут содействовать постоянно развивающемуся сотрудничеству между нами.
Мы рассмотрим ход выполнения этой работы на будущих встречах.
Организация работы и правила процедуры
Совета
Россия-НАТО
I.
1. Совет Россия-НАТО, созданный в соответствии с положениями Декларации глав государств и правительств Российской Федерации и стран-членов НАТО, принятой 28 мая 2002 года в Риме, и основывающийся на Основополагающем Акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и НАТО, будет функционировать в соответствии с этими положениями и следующими положениями организации работы и правил процедуры.
2. Совет Россия-НАТО состоит из России и всех государств-членов НАТО, ниже именуемых как члены Совета.
II.
1. Заседания Совета Россия-НАТО на уровне послов будут проходить, в принципе не реже одного раза в месяц в Брюсселе в соответствии с согласованным графиком или, дополнительно, при необходимости и по согласованию. Россия будет представлена Главой Постоянного Представительства Российской Федерации при НАТО или его уполномоченным, а государства-члены НАТО будут представлены их Постоянными Представителями при НАТО или их уполномоченными. Представитель надлежащего уровня из соответствующей столицы может занимать место Представителя. Генеральный секретарь НАТО может быть представлен своим первым заместителем. Представителям будут оказывать содействие их советники по политическим, военным и оборонным вопросам.
2. Чрезвычайные встречи Совета Россия-НАТО на уровне послов будут проводиться дополнительно к регулярным заседаниям по запросу любого члена Совета или Генерального секретаря НАТО и с коротким сроком уведомления. Сторона, обратившаяся с просьбой о чрезвычайной встрече, будет одновременно указывать характер вопроса, который она предлагает обсудить.
3. Заседания Совета Россия-НАТО на уровне министров иностранных дел и на уровне министров обороны будут проводиться по два раза в год.
4. Договоренность о дополнительных встречах на уровне министров иностранных дел или министров обороны, когда и если этого потребуют обстоятельства, может быть согласована в Совете Россия-НАТО.
5. При необходимости может быть достигнута договоренность о проведении заседаний Совета Россия-НАТО на уровне глав государств и правительств.
6. Под эгидой Совета Россия-НАТО будут проводиться встречи военных представителей членов Совета Россия-НАТО в принципе не реже одного раза в месяц в Брюсселе в соответствии с согласованным графиком или, дополнительно, при необходимости и по согласованию. Встречи начальников генеральных штабов будут проводиться не реже двух раз в год. Совет Россия-НАТО будет осуществлять политическое руководство встречами военных представителей, которые будут информировать Совет Россия-НАТО о своей работе, включая результаты встреч на уровне начальников генеральных штабов, а также высказывать экспертное мнение по военным вопросам. Председательствующий на заседаниях военных представителей будет представлен на заседаниях Совета Россия-НАТО.
7. Заседания Совета Россия-НАТО не будут открыты для прессы, если не согласовано иное.
III.
Совет Россия-НАТО может создавать комитеты или рабочие группы по отдельным вопросам или областям сотрудничества на временной или постоянной основе, по мере необходимости. Председательство в них будет осуществляться соответствующими представителями Международного секретариата НАТО, и они будут работать под руководством Совета Россия-НАТО, который они будут информировать о своей деятельности. Комитеты или рабочие группы, действующие под эгидой СПС Россия-НАТО, переводятся под руководство Совета Россия-НАТО. Положения организации работы и правил процедуры Совета Россия-НАТО применяются к этим подотчетным органам.
IV.
1. Делегации на заседании будут располагать одним местом за столом в порядке английского алфавита и шестью местами позади, если не согласовано иное.
2. Ежегодные программы работы, представляемые для одобрения министрам иностранных дел, будут приниматься на основе консенсуса Советом Россия-НАТО на уровне послов. Повестка дня регулярных заседаний Совета Россия-НАТО будет определяться на основе консенсуса для каждого заседания Подготовительным комитетом, описанным в п.У.1, за неделю до заседания на основе предложений, внесенных в Рабочую группу штабной поддержки, описанной в п.VI.!, не позднее, чем за десять дней до заседания. В случае срочности дополнительные пункты повестки дня могут быть согласованы не позднее, чем за три дня до заседания. Такие же сроки, а также принцип консенсуса будут применяться при определении повестки дня заседаний подотчетными Совету комитетами и рабочими группами, включая Подготовительный комитет.
3. Совет Россия-НАТО будет принимать все решения на основе консенсуса; отсутствие какого бы то ни было возражения будет пониматься как согласие. Такие решения будут отражены в перечне решений, выпускаемом Исполнительным секретариатом НАТО по согласованию с Рабочей группой штабной поддержки, описанной в п. VI.1. Члены Совета будут нести совместную ответственность за выполнение решений Совета.
4. Обсуждения на регулярных или чрезвычайных заседаниях не будут распространяться на внутренние дела России, НАТО и ее государств-членов.
V.
1. Совет Россия-НАТО будет работать под председательством Генерального секретаря НАТО и при поддержке Подготовительного комитета, состоящего из политических советников членов Совета под председательством соответствующего представителя Международного секретариата НАТО.
2. Подготовительный комитет будет проводить свои заседания два раза в месяц или чаще, в случае необходимости, и будет отвечать за подготовку заседаний Совета Россия-НАТО и последующие шаги, включая координацию текущих дел в период между заседаниями. Подготовительный комитет будет осуществлять контроль за подготовкой и последующими шагами после заседаний при поддержке Рабочей группы штабной поддержки, описанной в п.VI.1., путем:
- определения графика заседаний Совета Россия-НАТО;
- выпуска согласованных повесток дня;
- подготовки рабочих документов для Совета Россия-НАТО.
3. Сообщения и корреспонденция, адресованные Совету Россия-НАТО, будут передаваться Генеральному секретарю. Генеральный секретарь обеспечит распространение этих сообщений и корреспонденции среди всех членов Совета Россия-НАТО.
4. Председатель Военного комитета НАТО будет председательствовать на заседаниях военных представителей и начальников генеральных штабов.
5. Позднее может потребоваться принятие решений по другим процедурным вопросам.
VI.
1. Работа Совета Россия-НАТО будет поддерживаться Рабочей группой штабной поддержки Россия-НАТО, сформированной из назначенных сотрудников Постоянного Представительства России при НАТО и Международного секретариата НАТО. Рабочая группа штабной поддержки обеспечит полную вовлеченность всех стран-членов Совета в подготовку заседаний Совета Россия-НАТО на всех уровнях. Россия и Международный секретариат, каждый со своей стороны, определят координатора, ответственного за контроль работы Рабочей группы штабной поддержки.
2. Документы будут составляться и распространяться под грифом "Совет Россия-НАТО".
3. Работа Совета Россия-НАТО строится на принципе транспарентности, выполнение которого, включая политику в сфере информации, требует дальнейшего обсуждения Советом Россия-НАТО.
VII.
1. Языками Совета Россия-НАТО и подотчетных ему комитетов и рабочих групп будут русский, французский и английский.
2. Выступления, сделанные на одном из этих трех языков, будут синхронно переводиться на другие языки. Перевод между официальными языками НАТО и с русского на официальные языки НАТО будет обеспечиваться Международным секретариатом. Перевод с официальных языков НАТО на русский будет обеспечиваться российской стороной.
3. Перечни решений будут составляться на трех языках.
4. В случае, если документы, относящиеся к работе Совета Россия-НАТО, подлежат изданию, они будут выпускаться на трех языках.
VIII.
Способы распределения между членами Совета общих расходов, связанных с осуществлением вышеуказанных договоренностей, начиная с первого заседания Совета Россия-НАТО, будут в дальнейшем обсуждены Советом.
IX.
Совет Россия-НАТО будет рассматривать вопросы внесения изменений в организацию работы и правила процедуры, когда это будет сочтено необходимым.
Программа работы Совета Россия-НАТО на 2002 год
1. Российская Федерация и государства-члены НАТО приняли
решение открыть новую страницу в отношениях между ними с целью укрепить
способность работать вместе в областях, представляющих взаимный интерес и
совместно противостоять общим угрозам и рискам их безопасности. С момента
принятия Декларации глав государств и правительств Российской Федерации и
государств-членов НАТО Совет Россия-НАТО заменит СПС и сосредоточит внимание на
всех представляющих взаимный интерес областях, определенных в разделе III
Основополагающего Акта. Совет Россия-НАТО возьмет, таким образом, на себя
ответственность за всю ведущуюся в рамках СПС работу по линии Россия-НАТО,
включая выполняемые программы работы и проекты, которые осуществляются в
подотчетных комитетах и рабочих группах. При выполнении программ в 2002 году
Совет Россия-НАТО может также при необходимости принять решение о проведении
заседаний СПС.
2. Министры иностранных дел одобрили перечисленные ниже мероприятия на 2002 г. Министры поручили Совету Россия-НАТО на уровне послов предпринять все необходимые шаги для выполнения настоящей Программы работы. Осуществление ниже перечисленных мероприятий, не обязательно в том же порядке, как они перечислены, будет зависеть от наличия ресурсов и подлежать периодическому обзору на заседаниях послов в 2002 году.
3. Выполнение этой программы будет рассматриваться на будущих заседаниях Совета Россия-НАТО на уровне министров.
4. Борьба против терроризма:
4.1. Оценка угрозы терроризма: Опираясь на опыт, приобретенный в ходе совместной оценки террористической угрозы миротворцам, входящим в состав Сил по стабилизации и Сил для Косово, создать специальную рабочую группу, которой будет поручено выработать оценки угрозы терроризма для безопасности в евроатлантическом регионе, концентрируясь первоначально на конкретных угрозах, таких как угрозы вооруженным силам России и НАТО, гражданским воздушным судам или со стороны гражданских воздушных судов - объектам инфраструктуры, имеющим критически важное значение, как то: атомные электростанции. Эта специальная рабочая группа также должна принимать во внимание возможные угрозы, возникающие в результате приобретения, применения или угрозы применения химических, биологических, радиологических и ядерных устройств негосударственными субъектами. Эта оценка может быть представлена Совету Россия-НАТО и, по договоренности, на более высокие уровни.
5. Кризисное регулирование:
5.1. Укреплять сотрудничество, как это отмечено в Декларации глав государств и правительств Российской Федерации и государств-членов НАТО от 28 мая 2002 года, включая продолжение выполнения соответствующих положений, изложенных в программах работы СПС и его рабочей группы военных и политических экспертов по миротворчеству на 2002 год.
6. Нераспространение:
6.1. Реагирование на угрозы ОМУ: Разработать всеобъемлющую программу работы, расширяющую нынешний диалог Россия-НАТО по нераспространению с целью укрепления сотрудничества Россия-НАТО в борьбе против угроз ЯБХО и содействовать укреплению существующих инструментов контроля за нераспространением. Это может включать;
6.1.1. создание специальной рабочей группы, задачей которой будет разработка совместной оценки глобальных тенденций распространения ядерных, химических и биологических веществ. Подходящим первым шагом был бы структурированный обмен мнениями в продолжение ведущихся обсуждений распространения ракетных технологий. В этом контексте специальная рабочая группа могла бы рассмотреть направления, по которым Россия и государства-члены НАТО могут совместно работать в политическом плане для продвижения эффективных многосторонних усилий по экспортному контролю и нераспространению; и
6.1.2. обмен опытом с целью изучения возможностей активизации практического сотрудничества в области защиты от ядерных, биологических и химических веществ;
7. Контроль над вооружениями и меры укрепления доверия: Продолжить выполнение соответствующих разделов программы работы СПС на 2002 год., в т.ч. имея в виду подготовку Рабочего плана консультаций экспертов по ядерным вопросам России и НАТО.
8. ПРО ТВД:
8.1. Концепции ПРО ТВД, понятийный аппарат и терминология, подготовка и учения: Продолжить работу по оценке концепций ПРО ТВД, понятийного аппарата и терминов и изучить возможности интенсификации практического сотрудничества, включая совместные учения в области ПРО ТВД и подготовку.
8.2. Системы ПРО ТВД и способности систем: Провести консультации по соответствующим системам ПРО ТВД и способностям систем с целью анализа и оценки возможных уровней совместимости и средств достижения такой совместимости между соответствующими системами ПРО ТВД на основе поэтапного подхода, отражающего соответствующие экспериментальные концепции применения.
9. Поиск и спасание на море:
9.1. Выполнение Рамочного документа по сотрудничеству в области поиска и спасания на море: Осуществлять мониторинг выполнения Рамочного документа по спасанию экипажей подводных лодок и выполнения Программы работы Россия-НАТО по сотрудничеству в области поиска и спасания на море. На основе программы работы Совет Россия-НАТО будет содействовать дальнейшему развитию сотрудничества, транспарентности и доверия между Россией и НАТО в области поиска и спасания на море.
10. Сотрудничество между военными:
10.1. Подготовка и учения: Изучить возможности совершенствования учений, подготовки военнослужащих и сотрудничества между ними.
10.2. Совместные показы и испытания: Поручить экспертам разработку соответствующих предложений по совместным практическим испытаниям в сфере транспортировки по воздуху и дозаправки в воздухе.
10.3. Центр подготовки: Изучить возможности создания интегрированного центра военной подготовки Россия-НАТО для миссий по противодействию вызовам XXI века. Способствовать улучшению подготовки и оперативной совместимости военных России, государств-членов НАТО и стран-партнеров при проведении операций, в которых они могут быть задействованы совместно (как то: миротворчество, защита от ЯБХО).
11. Военные реформы:
11.1. Военные реформы: Продолжить обмен мнениями в отношении опыта военных реформ, включая продолжение обсуждений в рамках рабочих консультаций Россия-НАТО по военным реформам, изучение возможности диалога и взаимной помощи в технике проведения и процессах осуществления военных реформ, в т.ч. возможные инициативы по подготовке личного состава и экономическим аспектам, включая конверсию. Эксперты изучат детализированные области работы, где возможен выход на конкретные проекты.
12. Чрезвычайное гражданское планирование и реагирование:
12.1. Совместные учения по ЧГП в Ногинске: Обеспечить максимальное участие в учениях ЕКЦРК в России, которые будут основываться на сценарии, предусматривающем крупное террористическое нападение на химическое предприятие. Совместно обобщить выводы по итогам учений, которые могли бы послужить основой для будущего сотрудничества по устранению последствий террористических атак. Продолжать активное сотрудничество в других областях, включая совместную разработку командно-штабных учений и семинаров руководящих сотрудников для поддержки улучшения планирования и процедур кризисного регулирования.
12.2. Обмен информацией по устранению последствий применения ОМУ: Обмениваться информацией о методах устранения последствий воздействия ОМУ; поддерживать сотрудничество в рамках СЕАП в том, что касается инвентаризации возможностей по устранению последствий воздействия ОМУ, стандартизации оборудования и обучения.
12.3. Обмен информацией о недавних стихийных бедствиях: Проводить обмен информацией по урокам, извлеченным из недавних учений, недавних мероприятий по реагированию на катастрофы и инциденты - в порядке подготовки будущего сотрудничества Россия-НАТО в области реагирования на такие кризисы.
13. Новые угрозы и вызовы:
13.1 Научное сотрудничество: Осуществлять общий надзор за работой Совместного комитета по научно-техническому сотрудничеству (СКНТС), включая научное сотрудничество Россия-НАТО по открытым проектам с целью уменьшения воздействия террористической деятельности. Это может включать спонсирование целевых семинаров, а также осуществление совместных исследовательских обменов и проектов.
13.2. Противостояние новым угрозам и вызовам современному обществу: Проводить обзор тех областей деятельности в Комитете по вызовам современному обществу (КВСО), которые будут осуществляться в рамках Совета Россия-НАТО. Приоритетной задачей КВСО является прогнозирование возникающих и долгосрочных угроз обществу и подготовка соответствующих ответов. Сотрудничество Россия-НАТО в рамках КВСО для разрешения экологических проблем, связанных с военной деятельностью, и рассмотрения других нетрадиционных угроз может осуществляться, в частности, в следующих областях: обучение и подготовка специалистов, в т.ч. военных офицеров, по вопросам охраны окружающей среды; экологически ориентированные чистые технологии; определение возможного использования в гражданских целях бывших военных объектов; экологическая безопасность в ходе военной деятельности; качество воды и ее очистка на военных объектах и в близлежащей местности; другие вопросы защиты окружающей среды и здравоохранения.
13.3. Инициатива по сотрудничеству в воздушном пространстве: Инициировать сотрудничество в области гражданского и военного контроля за воздушным пространством в евроатлантическом регионе, отмечая, что это может потребовать вовлечения других государств. В качестве первого шага создать рабочую группу для определения условий взаимного обмена данными по отображению картины гражданского и военного авиационного движения; сравнить практику управления воздушным движением в государствах-членах Совета Россия-НАТО, имея в виду возможную выработку программ сотрудничества для облегчения обмена данными.
13.4. Учения по сотрудничеству в области контроля за воздушным пространством: Обсудить пути улучшения сотрудничества в области управления воздушным движением и тем самым расширить возможности противостояния террористическим угрозам гражданской авиации. В этом контексте рассмотреть возможность проведения учений для улучшения способностей России, стран-членов НАТО и других заинтересованных стран-партнеров противостоять террористическим угрозам гражданской авиации.
Создать совместную ячейку планирования Совета Россия-НАТО под военно-политическим руководством Совета Россия-НАТО, опираясь на имеющийся опыт, в т.ч. полученный в ходе проведения совместных учений по чрезвычайному гражданскому планированию, намеченных на сентябрь 2002 года в Ногинске.