Эта область науки стоит на пороге нового этапа - возможности наблюдения за отдельной молекулой и управления ею, сообщил член-корреспондент РАН Игорь Мелихов. Особые свойства и поведение наночастиц связаны с тем, что их размеры сравнимы с радиусом действия атомов друг с другом. Это, подчеркнул Игорь Мелихов, сулит создание новых материалов с уникальными свойствами, получение новых лекарств и методов их доставки в нужное место в организме, решение экологических проблем. Например, сказал он, 5-7 проц вещества в воде морей и океанов находится в виде наночастиц.
Игорь Мелихов рассказал, в частности, о работах лаборатории гетерогенных процессов в МГУ, где разрабатывается метод уничтожения раковых клеток с помощью воздействия ультразвука на специально образованные в больных тканях сгустки наночастиц.
"Нано" /по-гречески, карлик/ означает миллиардную долю чего-либо. Размеры наноструктур и наночастиц измеряются в нанометрах.
О перспективах нанотехнологий в металлургии сообщил академик Николай Лякишев, в геологии и добыче полезных ископаемых - академик Олег Богатиков, в микроэлектронике и квантовых компьютерах - академик Евгений Велихов. Он, в частности, сказал, что с использованием наноструктур память диска, вмещающего 100 гигабайт, увеличится в тысячу раз - до 100 терабайт.
Вице-президент РАН Александр Андреев напомнил, что основные идеи в этой области возникли в СССР, работы велись в МГУ и Харькове. И сейчас вклад российских ученых в методологию нанонауки очень велик. Однако, отмечалось на заседании, это направление, требующее суперсовременных приборов и методов исследования, недостаточно финансируется.
В России имеются многие необходимые приборы, в частности, микроскопы электронные, туннельные, а также на основе ядерно-магнитного резонанса. По мнению вице-президента РАН Николая Лаверова, их нужно сосредоточить в центре коллективного пользования и объединить там усилия ученых разных направлений.
По прогнозам, в течение 10-15 лет объемы продукции нанотехнологий достигнут триллиона долларов. В мире над этими проблемами работают сотни лабораторий. В России, отметил Игорь Мелихов, только среди химиков можно назвать около двух десятков крупных ученых, которые со своими коллективами заняты исследованиями наноструктур.