Как передает корреспондент РИА "Новости", в интервью журналистам во вторник Константин Косачев сравнил предполагаемое на саммите в Риме создание "Совета двадцати" "с новым чистым листом в отношениях России и Североатлантического альянса". При этом депутат подчеркнул, что это "не первый и не последний шаг в диалоге Москвы и НАТО".
"В конечном счете, качество диалога Россия-НАТО будет оцениваться не по количеству создаваемых структур или подписанных соглашений, а по конкретным результатам", - сказал Косачев. Он напомнил, что 5 лет назад уже был заключен Основополагающий акт и создан Совместный постоянный совет на его основе.
Этот опыт, по мнению парламентариев, несомненно, был позитивен. "Мы стали лучше понимать друг друга. Однако очевидны и пробуксовки в работе этих механизмов - дальше ни к чему не обязывающих консультаций дело не пошло. Именно совокупность шагов формирует направление. Если мы будем двигаться в заданном русле и темпе, то, возможно, вскоре продвинемся гораздо дальше "двадцатки", - сказал Косачев.
По его мнению, само по себе новое соглашение "внушает оптимизм, однако оно далеко от идеала". Анализируя документ, указал депутат, нельзя не признать, что он является результатом компромисса, причем с обеих сторон.
Косачев подчеркнул, что принципиальное отличие новой ситуации от формата сотрудничества 1997 года, когда члены НАТО принимали решение, а лишь затем ставили Россию в известность, в том, что Москва будет участвовать в обсуждении с самого начала, а совместные решения будут приниматься на основе консенсуса. Так что, отметил Косачев, эффективность и жизнеспособность нового механизма можно будет оценить только тогда, когда подходы сторон разойдутся, и консенсуса достичь не удастся. Будет ли альянс в этой ситуации настаивать на своем праве действовать без учета особой позиции России, или же возобладает стремление к достижению единства мнений, и поиски компромисса будут продолжены, - это главные вопросы, которые, по мнению Косачева, пока не имеют ответа.
В этом контексте предлагаемая генеральным секретарем НАТО Джорджем Робертсоном реформа правил внутреннего распорядка организации для достижения большей результативности и гибкости в ее работе должна быть крайне интересна России, подчеркнул парламентарий. Основное же, что настораживает, - это, по его мнению, вывод за скобки диалога с Россией внутренних вопросов НАТО, не подлежащих обсуждению в новом Совете. "Например, по военной инфраструктуре и размещению ядерного оружия",- пояснил Косачев.
В заключение, он высказал мнение, что "боевое крещение" "Совет двадцати" получит на ноябрьском саммите альянса, где будет решаться вопрос о расширении. "Если Совет сумеет выработать совместную доктрину безопасности и если Робертсону удастся пойти вперед в реформировании порядка принятия решений, новый виток сотрудничества Россия-НАТО значительно приблизится", - убежден Косачев.